litbaza книги онлайнИсторическая прозаЛюди Севера: История викингов, 793–1241 - Хейвуд Джон

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 102
Перейти на страницу:

Камень Свена – последнее известное произведение пиктской скульптуры, и его могли вырезать по приказу Кеннета или кого-то из его наследников в память о победе скоттов и как зловещее послание уцелевшим пиктам. Это, разумеется, лишь предположение: на камне нет никаких надписей, чтобы можно было обоснованно судить о его назначении.

Святой Колумба не задержался в Данкелде надолго. Богатство Фортриу привлекало викингов, и они то и дело вторгались туда. Шотландский король Константин I в 874–875 гг. убил короля дублинских викингов Олафа, но и сам погиб в битве с викингами в 877 г. В 878 г. Данкелд разделил судьбу Айоны: его разграбили викинги. Мощи Колумбы уцелели, видимо спрятанные монахами, но после нападения братия решила перевезти их в Келлс и соединить с хранившейся там частью останков. На этот раз Колумба и впрямь стал беженцем: как писал ирландский хронист, мощи «спешно увезли, спасая от чужеземцев». Это было разумное решение: в 903 и 904 гг. Данкелд вновь подвергся разорению. Без драгоценных мощей обитель скоро утратила былое значение, и в 906 г. в роли главного духовного центра Шотландии ее потеснил монастырь Святого Эндрю в Файфе, обладавший своими знаменитыми реликвиями.

Экспансия скоттов

Наследники Кеннета тоже ловко пользовались возможностями для расширения территории, которые открывали для них норманны. В 870 г. дублинские викинги под предводительством короля Олафа осадили хорошо укрепленную столицу Стратклайда Дамбартон Рок, возвышавшуюся над устьем реки Клайд. Понимая, что их главная сила в мобильности, обычно они избегали возни с осадами, но тут простояли под стенами четыре месяца, пока наконец валлийцам не пришлось сложить оружие, когда в городе пересох колодец. Воины Олафа вернулись в Дублин с богатой добычей и множеством пленников. Среди пленных был король Стратклайда Артгал. Он мог бы рассчитывать на выкуп – освобождение высокопоставленных пленных за большую плату было у норманнских пиратов доходным побочным бизнесом, – но Константин I (сын и наследник Кеннета) понял, что подвернулся случай еще больше ослабить Стратклайд, и убедил Олафа прикончить Артгала. Можно предположить, что Константин выплатил Олафу сумму, эквивалентную выкупу, чтобы тот, лишая жизни такого ценного пленника, не понес убытка. Устранив Артгала, Константин поставил наместником Стратклайда его брата Руна и выдал за него свою сестру, дав таким образом скоттам возможность претендовать на трон Стратклайда. С тех пор на стратклайдском престоле сидели скоттские короли, мало-помалу укреплявшие свою власть над страной. Предполагается, что в Х в. Стратклайд превратился в зависимую область, где правил тан (прямой наследник шотландского трона), ставший затем королем Шотландии. Последним известным королем Стратклайда был Эоган Лысый, умерший около 1015 г., а вскоре после этого Стратклайд присоединили к Шотландии.

Другой целью скоттов была Берниция, северная часть англосаксонского королевства Нортумбрия, оставшаяся независимой после захвата Йорка данами в 866 г. Король Константин II

(правил в 900–943 гг.) рассчитывал подчинить Берницию влиянию скоттов, предложив ей помощь против Рагнальда, воинственного короля ирландских викингов, который в 919 г. захватил власть в Йорке. Берниции, однако, угрожали не только скотты и норманны. Еще в 870-х гг. уэссекский король Альфред Великий пытался взять на себя роль предводителя всех англичан в борьбе против данов. Неизвестно, что думали об этом нортумбрийцы, но нет никаких причин полагать, что они были этим довольны. Писавшаяся в Уэссексе «Англосаксонская хроника» называет правителей Берниции элдорменами, подразумевая их подчиненность Альфреду и его наследникам, но сами-то они полагали себя королями. И в таком качестве могли предпочесть положение наместников при данах или скоттах положению эрлов (элдорменов) Уэссекской династии. Будущее Берниции решилось в 927 г., когда внук Альфреда Этельстан взял Йорк, изгнав дублинского короля, викинга Гутфрита, который бежал ко двору Константина II.

Победоносный Этельстан вызвал Константина, короля Берниции Элдреда и короля Уэльса на переговоры в Имонт-Бридж, что возле Пенрита в Камбрии. Цель у сбора была двоякая. Прежде всего Этельстан объявил Элдреда низложенным, а Берницию – частью Уэссекса. Это событие принято считать моментом создания королевства Англия, поскольку впервые в истории все англичане оказались под властью одного правителя. Кроме того, съезд, видимо, должен был предоставить королям скоттов и валлийцев возможность признать Этельстана верховным королем и владыкой всей Британии. В Имонт-Бридже находятся три неолитических хенджа и множество менгиров (примитивных каменных обелисков), что делало его местом пребывания старинной мистической силы. В более поздние времена один из этих хенджей связывали с королем Артуром, легендарным правителем Британии. Если это сооружение связывали с Артуром уже при жизни Этельстана, то было бы весьма символично, если бы именно здесь другие британские короли признали его своим повелителем. Созывая королей, Этельстан под угрозой войны потребовал от Константина привести с собой Гутфрита. Константин не мог одобрить объединения Англии: не нужно было обладать особым даром предвидения, чтобы понять, какого опасного и могущественного соседа это сулит Шотландии. Лучшей возможностью для Константина отвести эту угрозу было помочь викингам вернуть Йорк, поэтому по дороге в Имонт-Бридж он дал Гутфриту бежать, и тот укрылся в Дублине. Это омрачило отношения между Этельстаном и Константином и, возможно, подтолкнуло Этельстана к решению в 934 г. вторгнуться в Шотландию. Хотя он не одержал великих побед, но в конце лета вернулся в Англию вместе с Константином, который оставался там весь следующий год, предположительно не по доброй воле.

Гутфрит умер в 934 г., и что нехарактерно для предводителя викингов – естественной смертью. Теперь о притязаниях на йоркскую корону заявлял его сын, Олаф Гутфритссон, который сел на дублинский престол. Невзирая на язычество Олафа, король Константин выдал за него одну из дочерей. В 937 г. Олаф, Константин и король Стратклайда Эоган заключили союз и вторглись в Англию с намерением восстановить в Йорке норманнское королевство. Именно этот великий альянс Этельстан сокрушил в битве при Брунанбурге в 937 г. Дальнейшие попытки Константина и его наследника Малкольма I (правил в 943–954 гг.) вернуть в Йорке норманнское правление тоже не увенчались успехом, и в 954 г. тот окончательно перешел под власть уэссекской короны.

Утвердить власть Уэссекса над старинным королевством Нортумбрией оказалось непросто. Уже Йорк находился слишком далеко от главных центров английской королевской власти, в то время лежавших к югу от Темзы, и Берниция оставалась беззащитной перед возможным шотландским вторжением. Около 960 г. шотландский король Индульф захватил в Берниции пограничную крепость Эдвинбург, сегодня более известную как Эдинбург. Понимая, насколько трудно будет удержать Берницию, английский король Эдгар (правил в 957–985 гг.) в 973 г. разделил ее, уступив Лотиан – северную часть, расположенную между рекой Твид и Ферт-оф-Фортом, – шотландскому королю Кеннету II (правил в 971–995 гг.) в обмен на его признание верховенства английской короны. Но на деле Кеннет не стал повиноваться английской монархии, и в 1006 г. англичане вернули Лотиан себе. Впрочем, к тому времени Англия подверглась новому опустошительному нашествию норманнов, и в 1016 г., когда страну захватили даны, Лотиан навсегда перешел Шотландии после крупной победы Малкольма II (правил в 1005–1034 гг.) над англичанами в Кархэме, Нортумберленд. При всех войнах между Англией и Шотландией в последующие столетия граница, проложенная после Кархэма, оставалась почти неизменной и сохранилась до нынешнего дня.

1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 102
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?