Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Впрочем, уже в 1840-м на территорию Турции высадились войска Великобритании, России, Франции, Австрии и Пруссии, и в 1841 году паша вынужден был капитулировать. По условиям мирного договора, он терял ранее захваченные колонии, а Египет лишался широкой автономии. По сути, Британия, Франция и Россия лишь использовали отсталость Османской империи для укрепления каждая на той территории, что им были интересны: России – Греция, Балканы, Кавказ, Крым; Англии и Франции – Северная Африка.
В самой империи наступил период «упорядочивания», или танзимата, 1839–1876 годов. Прошла еще одна волна всесторонних реформ и модернизации. В очередной раз менялось государственное и правовое устройство. Танзимат отличался своей направленностью. Если ранее реформы в империи в первую очередь касались армии, то теперь речь шла о социальных и политических преобразованиях. Концепция изменений была изложена в Гюльханейском хатт-и-шерифе, который установил равенство всех подданных перед законами империи. Ранее в Османской империи существовало несколько законодательных систем для различных социальных групп, которые делились, например, по вероисповеданию. Законодательство отдельных провинций и империи в целом также существенно различалось. Что интересно, в новом документе говорилось о том, что теперь основной закон для всех граждан империи – это нормы шариата: «C момента возникновения Османского государства благодаря его безусловной приверженности шариату султанат оставался сильным, а его народ – счастливым. Однако ввиду того, что за последние 150 лет не соблюдались шариат и законы, прежние сила и богатство обернулись бессилием и нищетой. Истина состоит в том, что страны, которые не придерживаются законов шариата, не могут оставаться на ногах, и все наши помыслы с момента восшествия на престол сосредоточились на том, чтобы поднять страну и обеспечить благополучие народу. Если принять во внимание географическое положение нашей страны, плодородие ее земли и способности народа, то при принятии необходимых мер мы с помощью Всевышнего исполним наши пожелания в течение 15 лет… В основе новых вводимых нами законов – безопасность жизни, защита чести, достоинства и имущества, упорядочение налогов, призыва в армию и срока военной службы…
…согласно шариатскому праву, нами гарантируется всему народу страны, что этими мерами по защите жизни, чести и достоинства будут пользоваться все без исключения подданные, как мусульмане, так и другие миллеты (религиозные общины)»[88]. Однако важно понимать, кто был автором этого проекта. А был им Мустафа Решид-паша, успевший к тому моменту побывать послом Турции в Англии и Франции и служивший министром иностранных дел.
А сами реформы были призваны не «вернуться к исламским устоям», а «укрепить центральную власть, предотвратить развитие национально-освободительного движения на Балканах и ослабить зависимость Порты от европейских держав путем приспособления существующего строя к нормам западноевропейской жизни»[89].
Определенные, хотя и весьма неожиданные, результаты эти реформы все же принесли. В частности, перманентное усиление России на Балканах и в Черноморском регионе, а также жажда реванша со стороны Порты привели к началу Крымской войны.
«Танзимат» шел своим чередом, но во внешней политике империи ситуация оставалась неизменной. Англия и Франция противодействовали руками османов усилению России в Крыму и на Балканах.
В 1853 году началась Крымская война. Этой военной кампании посвящено огромное количество исследований. В контексте же данной работы важно понимать, что Крымская война подтолкнула империю Османов к дальнейшему реформированию политической системы, способствовала освобождению Балканских государств, а поражение России в Крымской войне в том числе способствовало крепостной реформе и целой серии социальных и политических изменений в Российской империи, а также реформе российской армии, с отменой рекрутчины сроком на 25 лет. По итогам Крымской войны в 1856 году была сформирована «Крымская система», которая позволила Порте продолжать курс на европеизацию. Путь этот, впрочем, был весьма витиеватым.
Главным идеологом европеизации Турции был Ахмед Мидхат-паша, несколько раз становившийся великим визирем, а затем ставший участником успешного заговора против султана Абдул Азиза в 1875–1876 году. На престол тогда взошел Мурад V, племянник Абдул Азиза. Этот кандидат казался наиболее либеральным и приемлемым для реформаторов, однако к моменту его воцарения с психикой у Мурада V было далеко не все в порядке. Дело в том, что Абдул Азиз подозревал и заговор против него, и участие в нем своего племянника, поэтому Мурад был помещен под постоянное наблюдение. На почве опасений за свою жизнь будущий султан пристрастился к алкоголю, а также стал параноиком. После смещения Абдул Азиза окончательно добило психику нового султана убийство экс-султана заговорщиками. А потому возглавлял Порту Мурад V всего 93 дня и был смещен 30 августа 1876 года. На престол взошел его брат, Абдул Хамид II, который не был ни сторонником реформ, ни реформатором, ни «западником». Он и начал готовить откат к абсолютизму. Однако какое-то время реформаторам еще удавалось проводить свой курс на европеизацию.
Так, 23 декабря 1876 года состоялось торжественное провозглашение Конституции империи. «Конституция определяла общую структуру государства, его органы и взаимодействие между ними, основные права и свободы граждан; таким образом, впервые было документально установлено правовое положение Османской империи. Она провозглашала в Турции конституционную монархию»[90].
Тем не менее уже 5 февраля 1877 года Мидхат-паша был арестован и выслан с территории империи. Аналогично высланы были и другие сторонники реформ. Свобода и равноправие для христианских народов, заложенные в Конституции, были отменены. Например, не получили таких свобод болгары, и в Болгарии вспыхнуло национальное восстание, которое стало поводом к очередной русско-турецкой войне – 1877–1878 годов. В связи с этой войной был распущен и турецкий парламент, впрочем, особо возврат Турции к абсолютизму не помог. С другой стороны, новая русско-турецкая война и ее итоги стали важнейшей предпосылкой для создания Антанты, поскольку за счет Турции Британия, Франция и Россия решили ряд своих геополитических противоречий.
По условиям итогового Берлинского трактата 1878 года Россия возвращала себе утерянную в Крымской войне часть Бессарабии, присоединяла Карскую область, населенную преимущественно армянами и грузинами, и Батумскую область. Британия по итогам оккупировала Кипр, Болгария получила независимость, а Босния и Герцеговина перешли в подчинение Австро-Венгрии. Важнейшим же моментом трактата было то, что британцы получили Суэцкий канал, и теперь их не интересовало укрепление Турции в пику России, их интересы сосредоточились на Египте, в итоге оккупированном в 1882 году.