Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В июле – августе 1940 г. ВМФ Германии провел минирование большей части шведских территориальных вод. А 17 апреля 1941 г. германская подводная лодка U-123 «непреднамеренно» потопила в Северной Атлантике шведский торговый пароход «Венесуэла». Погибли 49 шведских граждан.
Однако 25 июня 1941 г. Швеция разрешила транзит через свою территорию германской пехотной дивизии Engelbrecht (18 000 солдат и офицеров) из Норвегии на северо-запад Советской Карелии (Карело-Финской ССР). Но впоследствии Стокгольм отказывал Берлину в аналогичных просьбах. И уже 28 июня правительство Швеции взяло на себя обязательство по дипломатическому посредничеству между СССР, с одной стороны, и Германией, Италией, Румынией, Словакией, Венгрией и Финляндией – с другой. Более того: Швеция с июля 1945 г. обязалась защищать интересы советских граждан в Японии и в оккупированных ею регионах Китая.
А 9 июля 1941 г. на минах, выставленных шведским ВМФ у шведского острова Эланд, подорвались и затонули германские минные заградители «Танненберг», «Пройссен» и «Ханзештадт Данциг». Это замедлило наступательные операции германского ВМФ в Балтийском бассейне против советских военно-морских сил. В тот же день Сталин предписал оказать военную помощь Швеции в случае германской агрессии в эту страну: королю Швеции это распоряжение лично передала тогдашний советский посол в этой стране А.М. Коллонтай. Но Берлин воздержался от провоцирования советско-шведского военного союза.
В октябре 1941 г. в Швеции были интернированы корабли советского Балтийского военного флота: 3 тральщика, 8 транспортов, 20 буксиров и около 600 шхун и мотоботов. Германия потребовала выдачи этих судов и их экипажей, но власти Швеции отказали Берлину. А 10 октября Швеция решила продлить на 6 лет советско-шведское соглашение 1940 г. о предоставлении СССР льготных государственных и частных (коммерческих) кредитов со стороны Швеции.
7 декабря 1941 г. был заключен шведско-британский торговый договор, по которому предусматривался фрахт Великобританией 50 % тоннажа шведского торгового флота. Впоследствии эта часть тоннажа использовалась и для отправки союзнических конвоев в СССР.
2 апреля 1943 г. в Стокгольме прошла массовая антигерманская манифестация с требованием к правительству прекратить германский торговый транзит через Швецию. А 15 апреля шведская подводная лодка Ulven в шведских территориальных водах подорвалась на германской мине. Погиб весь экипаж (33 человека): Швеция заявила Германии протест и привела в повышенную боеготовность свои ВВС и ВМС. Но Германия официально извинилась и до конца апреля выплатила Швеции требуемую шведской стороной компенсацию.
Тем временем, антифашистские тенденции в шведской политике нарастали: 18 июня 1943 г. Швеция отказалась от дальнейшей продажи оружия Финляндии, а 20 августа того же года Швеция приостановила транзит германских туристов и отпускников через свою территорию; тогда же был ограничен внешнеторговый транзит Германии. А 29 августа в Швеции были интернированы 13 кораблей ВМФ Дании с их экипажами. В их выдаче Германии Берлину было отказано.
Поражения, нанесенные гитлеровской Германии, как и политика Швеции, заставили Берлин отказаться от планов вторжения в Швецию (план «Песец», разработанный к весне 1941 г.). 14 июня 1943 г. шведский посланник в СССР Стеффан Седерблюм заявил И.В. Сталину и В.М. Молотову по поручению своего правительства: «…Швеция прекрасно понимает, что если она до сих пор остается вне войны, то только благодаря военным успехам СССР. Швеция искренне признательна за это Советскому правительству и прямо об этом говорит».
Сближение с антифашистской коалицией в дальнейшем тоже нарастало. Так, в 1943 г. в Швеции, вопреки протестам Берлина, были сформированы: из датских граждан – Датская бригада (3600 солдат и офицеров) во главе с датским генерал-майором Кристианом Кнудтсоном, а из норвежских граждан – полицейский отряд из 4800 человек, его возглавлял норвежский подполковник Оле Берг. Эти деятели стали одними из руководителей датского и норвежского Сопротивления.
Наконец, с 1 июня 1944 г. Швеция запретила авиационный транзит для германских ВВС через свою территорию и территориальные воды. А 22 июня Финляндия через МИД Швеции обратилась к НКИД СССР с просьбой начать переговоры о перемирии. Швеция активно посредничала в этих переговорах, и советско-финляндское перемирие было подписано 19 сентября 1944 г. Причем по просьбе Швеции СССР отказался от ввода войск в большинство районов Финляндии, включая ее столицу г. Хельсинки.
А в марте – апреле 1945 г. по настоянию вице-президента шведского Красного Креста графа Фольке Бернадотта из германских концентрационных лагерей в Швецию было вывезено 15 000 датских и норвежских военнопленных. В это же время с его помощью были освобождены из германских концлагерей более 7000 граждан скандинавских стран, среди них – 400 датских евреев. Бернадотт способствовал также освобождению 3 тыс. еврейских женщин из концлагеря Равенсбрюк: большинство получили убежище в Швеции. Всего с 1943 г. шведский Красный Крест вывез из Германии почти 30 000 узников концентрационных лагерей.
Между тем, за сентябрь 1939 г. – май 1945 г. воюющими сторонами было потоплено 198 шведских торговых судов и 31 рыболовецкий траулер. Погибло около 1500 шведских граждан. Потери шведских ВМФ составили 8 кораблей и 92 убитых военнослужащих.
Но только 7 мая 1945 г. Швеция расторгла дипломатические отношения с Германией, а 8 мая с территории Швеции в Данию вступила Датская бригада; 10 мая с территории Швеции в Норвегию вошел норвежский полицейский отряд. Швеция оказывала неофициальную помощь датским и норвежским партизанам, за что впоследствии Швецию благодарили правительства Дании и Норвегии. По данным ряда скандинавских и американских источников, со шведской территории с 1943 г. осуществлялась переброска крупных партий оружия и боеприпасов для сил Сопротивления в Дании и Норвегии. Швеция дала приют тысячам американских беженцев и беглецов из Дании, Норвегии, Польши, а также бежавшим из германского плена военнопленным, в том числе советским. И, вдобавок, в апреле 1943 г. обязалась не укрывать фашистских военных преступников.
А в январе 1946 г. Швеция выдала СССР всех 2518 бывших советских граждан, проникших в Швецию в 1944–1945 гг. и признанных обеими странами как коллаборационисты. Кроме того, за 1939–1945 гг. в Швеции были осуждены за шпионаж в пользу Германии 140 человек и в пользу СССР – 100 человек (подробнее см., например: Gyllenhaal L., Westberg L. Svenskar i krig 1914–1945. Lund, 2008; Lagvall B. Flottans Neutralitetsvakt 1939–1945. Stockholm, 1967).
Характерно в этой связи и «Послание Короля Дании Кристиана Королю Англии для передачи Правительству СССР» от 6 сентября 1944 г.
«9 апреля 1940 г. Дания была оккупирована фашистской Германией и в июне 1941 г. разорвала дипломатические отношения с СССР, а осенью того же года присоединилась к так называемому “Антикоминтерновскому пакту”. Однако движение Сопротивления в Дании, в которое входили представители датских буржуазных партий, создавших с конца 1943 г. свои постоянные представительства в Англии и в Швеции (выделено мной. – А.Ч.) под названием “Борющаяся Дания”, стремилось установить контакт с представителями СССР. 23 апреля 1944 г. Советский Союз согласился принять представителя “Борющейся Дании” в Москве, и 10 июля 1944 г. об этом было опубликовано официальное сообщение. В этой обстановке правящие круги Дании также пытались войти в сношения с союзниками, чтобы предотвратить послевоенную оккупацию Дании как сателлита нацистской Германии. Одной из таких попыток установить отношения с союзниками и объяснить антисоветскую политику Дании во время войны ее полной зависимостью от гитлеровской Германии и является публикуемое послание. С другой стороны, это послание является ярким свидетельством того, что широкие народные массы Дании даже в период гитлеровской оккупации и реакционного правительства в самой Дании были на стороне Советского Союза.