Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Командующий «Самообороной Литвы и Белоруссии» генерал Владислав Вейтко готовил польские отряды к захвату власти в Вильно. 29 декабря 1918 года здесь собрался съезд представителей польского населения, который избрал Польский временный национальный совет. Этот совет должен был стать властью на территории Виленской губернии и соседних уездов. 30 декабря польские представители пытались договориться с литовскими. Но взаимные требования оказались противоположными: польская сторона предлагала Летуве федерацию с Польшей и признание Вильни польским городом, а литовская — требовала признания независимости Летувы без всякого союза с Польшей, а для Вильни статуса своей столицы. Они так и не договорились о совместной акции против большевиков.
С целью установления более строгой дисциплины для своих отрядов накануне вооруженного столкновения с противником, генерал Вейтко приказом от 29 декабря 1918 года ликвидировал «Самооборону Литвы и Белоруссии», предложив ее членам «немедленно поступить на службу в Войско Польское в Вильне». Одновременно он объявил о создании военного округа «Литва и Белоруссия», определил вооруженные силы округа: уланский полк и четыре батальона пехоты.
После неудачи в переговорах с Польшей правительство Тарибы, не видя перспектив взятия власти, 1 января 1919 года решило покинуть Вильню.
Предложение о переезде из Вильни в Гродно (по-литовски Гардинас) было отвергнуто, так как на поддержку литовского населения там рассчитывать не приходилось. В Гродно в 1909 году литовцы входили в группу «другие», а она составляла только 2,7 % жителей города и 0,7 % в целом по Гродненской губернии.
Переезд в Гродно означал бы переезд в эмиграцию. Поэтому решили уехать в Ковно (Каунас). На рассвете 2 января 1919 года члены литовского правительства и Тарибы уехали из Вильни последним немецким эшелоном. Так из борьбы за власть в Вильне выбыли две политические силы. Остались местные большевики и польские националисты. В городе, правда, оставался отдел литовской военной комендатуры (с дюжиной солдат), и министр просвещения Миколас Биржишка, как уполномоченный литовского правительства, но они лишь наблюдали за ходом событий.
Поскольку немцы покидали город, генерал Вейтко, не ожидая помощи из Варшавы, решил действовать самостоятельно. Как уже сказано, он располагал уланским полком и четырьмя пехотными батальонами. 4-й батальон был сформирован в последние дни, в основном из гимназистов старших классов. Вооружение имелось только стрелковое, различных образцов. Единая униформа отсутствовала. Но была решимость взять власть и не допустить в город Красную Армию.
Первые стычки польских отрядов с передовыми подразделениями Западной армии произошли еще 1 января. «Красные» приближались к городу с севера, вдоль реки Вилии, и с юго-запада, вдоль шоссе Минск — Вильня. Первый бой оказался удачным для поляков. Противника они остановили, взяли пленных. В самом же городе эскадрон военной жандармерии во главе с хорунжим Станиславом Новицким приступил к ликвидации очагов обороны большевиков.
Главный пункт большевистских формирований в Вильне находился на Вороньей улице, в рабочем клубе. Там засели многие депутаты совета рабочих депутатов и 50 милиционеров. После 24-часового боя, когда кончились патроны, защитники клуба сдались. Пятеро членов совета, не пожелавшие сдаться, застрелились. В плен сдались 84 человека.
Более кровопролитный бой произошел 3 января между польскими отрядами и немецкими солдатами, которые хоть и ушли из центра города, еще удерживали часть Вильни западнее Завальной улицы. Обе стороны понесли потери. После этого боя в ночь с 3 на 4 января немецкие отряды окончательно покинули город. Вся Вильня перешла под контроль польских частей.
3–4 января произошли бои с частями Красной Армии между станцией Новая Вилейка (в 10 км восточнее Вильни) и городом, а затем в восточных предместьях. У поляков было мало патронов.
5 января под вечер «красные» заняли гору Трех Крестов и начали оттуда обстреливать центр города. После этого генерал Вейтко решил увести свои войска из Вильни. До конца дня 5 января польские отряды покинули город. Так в Вильне установилась власть советов.
Польское командование подписало соглашение с немецким командованием о доставке поездом польских солдат и офицеров в Польшу — после сдачи оружия. По дороге немцы ограбили польских солдат и офицеров, но все же отвезли за демаркационную линию между немецкими (с востока) и польскими войсками — в местечко Лапы, за Белостоком. Далее эта часть солдат была доставлена в Острув Мазовецки, где формировалась Литовско-Белорусская дивизия Войска Польского.
Уланский полк с частью пехоты, под командованием майора Домбровского, не захотел сдать оружие и пробивался на юг, пополняясь по пути добровольцами. 9 февраля 1919 года он соединился в районе Бреста с наступавшей с запада польской дивизией.
* * *
Во время наступления на Вильню большевистское руководство РСФСР уже готовилось к дальнейшему походу в Европу. 3 января в Минске, занятом Красной Армией около месяца тому назад, был создан из поляков-большевиков Военно-революционный совет Польши во главе с Самуэлем Лазовертом. Ему предписывалось, ни много, ни мало, установить в Польше власть советов трудящихся. Однако план похода на Варшаву пришлось отложить на полтора года. Потом об этом совете уже никто и не вспоминал.
А пока, пребывая в эйфории от захвата части территории Латвии, восточной окраины Литвы и большей части Белоруссии командование Красной Армии приказало Западной армии перейти к выполнению плана операции «Висла». Ее целью являлось наступление до рубежа Вислы, а если обстановка позволит, то и оказание помощи коммунистической революции в Германии.
Как раз в те дни только что созданная германская компартия устроила мятеж против социал-демократического правительства Фридриха Эберта — Густава Носке.[29] Коммунисты попытались установить контроль над Берлином и некоторыми другими городами. Эти события дали повод к выступлению политических противников левых радикалов. После шести суток боев они 12 января 1919 года установили полный контроль над Берлином, а 15 января убили вождей немецких «левых» Карла Либкнехта и Розу Люксембург. Данное событие не отменило операцию «Висла» как таковую, но ее проведение оказалось невозможным вследствие наступления польских войск.
Эвакуация германской армии с территории Прибалтики, Белоруссии и Украины происходила планомерно, по-немецки аккуратно. С середины ноября 1918 до 10 февраля 1919 года немецкому правительству удалось эвакуировать 11 армейских корпусов со всем вооружением и снаряжением. В то же время, с согласия держав-победительниц, оно замедлило эвакуацию своих войск из Литвы, прикрывавших самую восточную провинцию страны — Восточную Пруссию. Поэтому немцы особенно долго удерживали крепости в Ковно и Гродно.
Со своей стороны, правительство РСФСР старалось избежать конфликта с Германией, чтобы его не использовали в своих интересах державы Антанты. Соответственно, продвижение Красной Армии на запад было осторожным. Но с войсками только что появившихся новых государств «красные» не церемонились.