Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Третья и главная ошибка египтян в концепции ведения войны. Абу-Агейла могла бы играть важную роль в обороне Синая, только если бы использовалась как крупная база для подвижных частей, которые могли бы выступать из нее навстречу вражеским войскам, пытающимся прорваться к каналу. На пустынной местности, где нападающий может оптимально задействовать бронетехнику, авиацию, воздушные десанты и мотопехоту, для обороняющегося нет альтернативы, кроме как применять такие же мобильные силы. Египтяне совершили крупную ошибку, думая, что укрепленные комплексы, вроде Абу-Агейлы, Рафаха и эль-Ариша, смогут помешать нам проникнуть на Синай, а им помочь защитить канал без использования бронетехники и авиации для блокирования нашего прорыва и без того, чтобы их солдаты выходили за пределы оборонительных периметров.
Три соображения египтян в отношении их рубежей обороны — их мощь и способность держаться долго, их эффективность как средства, могущего стать преградой для нашего наступления, и их возможность заменить подвижную защиту — доказали на практике свою нереалистичность. Форты оборонительного узла Абу-Агейла несколько дней оставались в руках египтян, что не остановило нашего продвижения.
Вот эпилог в истории битвы при Абу-Агейле. Ввиду того, что 10-я бригада проявила себя не самым лучшим образом, командующий Южным командованием сообщил мне о решении назначить другого комбрига. Я согласился. Командовать боевой частью может не каждый гражданин, к тому же это честь, которой далеко не все достойны. Самая главная задача командира — предводительствовать своим подразделением в сражении, и если он не справляется, его не надо наказывать, а следует заменить другим — тем, кто сможет. Я не могу, да и не хочу рассматривать все детали действий 10-й бригады в ночь атаки. Проблема тут даже не в том, что бригада неправильно вела себя в бою и не в недостатке мастерства, утрате контроля за ситуацией и тактических ошибках — во всем том, что и стало в итоге причиной провала. Случилось нечто куда более худшее — часть не приложила необходимых усилий, чтобы эффективно сражаться.
* * *
Кто бы и как бы ни оценивал значение резолюций Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, нет никаких сомнений в том, что удавка из требований ООН, чего бы те требования ни стоили, продолжала затягиваться на нашей шее.
Чрезвычайная сессия Ассамблеи открылась два дня тому назад, 1 ноября, в 17.00. Британские и французские представители оспаривали законность заседания, упирая на технические соображения, но их возражения не возымели действия, и сессия продолжалась. Главным требованием разных государств было принятие решения, призывающего к немедленному прекращению огня. Представители арабских государств и их сторонники предлагали пойти дальше и требовали, чтобы Ассамблея осудила Израиль, Британию и Францию и ввела против них санкции.
США представлял госсекретарь Джон Фостер Даллес. После заверений в глубокой дружбе в адрес Британии и Франции и — но на несколько более низком уровне — в адрес Израиля он выложил на стол козырную карту: предложил вниманию Ассамблеи американский вариант проекта резолюции. Ниже полный текст документа:
ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ:
Отмечая во многих случаях небрежение сторон условиями арабо-израильских Соглашений о перемирии от 1948 г. и тот факт, что войска Израиля углубились на территорию Египта в нарушение Генерального соглашения о перемирии между Египтом и Израилем,
Отмечая, что войска Франции и Соединенного Королевства ведут боевые действия на египетской территории,
Отмечая, что движение судов через Суэцкий канал в настоящее время прервано в ущерб интересам многих стран,
Выражая свою глубокую озабоченность всем происходящим,
1. Настоятельно советует, в качестве шага приоритетного характера, всем сторонам — участницам военных действий в регионе согласиться на немедленное прекращение огня и, исходя из этого, остановить передвижение войск в регионе.
2. Настоятельно советует подписантам Соглашений о перемирии быстро отвести свои вооруженные силы за границы, установленные в соответствии с Соглашениями о перемирии[55], воздерживаться от рейдов на соседнюю территорию, расположенную за пределами линий перемирия.
3. Рекомендует своим членам[56] отказаться от поставок грузов военного назначения в район конфликта и в общем и целом воздерживаться от любых действий, которые могут способствовать затягиванию выполнения этой резолюции или препятствовать ему.
4. Настоятельно советует по прекращении огня предпринять шаги для восстановления свободного и безопасного судоходства по Суэцкому. каналу.
5. Просит Генерального секретаря следить и докладывать о соблюдении условий резолюции Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее для принятия ими дальнейших шагов, если такие потребуются, в соответствии с Уставом.
6. Принимает решение не закрывать чрезвычайной сессии до выполнения данной резолюции.
В условиях американского проекта резолюции содержится два требования к воюющим: немедленное прекращение огня и вывод войск за пределы границ, установленных в соответствии с Соглашениями о перемирии. Есть в них две рекомендации: государствам — членам ООН воздержаться от действий, мешающих выполнению проекта резолюции и о разблокировании (египтянами) Суэцкого канала, который должен быть быстро открыт для свободного судоходства.
Требование о прекращении огня касается главным образом операции англо-французских сил. В соответствии с их планами, они должны бомбить аэродромы и другие военные объекты в зоне канала и в районе Порт-Саида вплоть до 6 ноября, и только потом их сухопутные силы вступят на землю Египта.
Что касается нас, если нам удастся оттянуть на двое-трое суток переговоры о прекращении огня, мы тем временем сможем захватить Шарм-аш-Шейх, а поскольку на этом завоевание Синая будет закончено, мы согласимся на прекращение войны.
Однако со вторым пунктом — выводом войск за пределы границ, установленных в соответствии с Соглашениями о перемирии, — не все так гладко. Он направлен главным образом против нас, поскольку мы не можем выполнить его, если не хотим перечеркнуть все наши успехи в этой кампании.
Сессия Ассамблеи ООН завершилась поздно, и на ней, как и ожидалось, была принята американская резолюция. На следующий день, 2 ноября, Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд вручил тексты резолюции представителям Британии, Франции и Израиля и попросил как можно быстрее проинформировать его о выполнении условий документа.
Представитель Израиля, Абба Эбан, не стал давать прямого ответа на просьбу Хаммаршельда, а, чтобы потянуть время, попросил кое-что прояснить и вышел с кое-какими предложениями.
Между прочим, то, что египтяне закрыли Суэцкий канал, означает еще одну военно-политическую оплеуху британцам. Они знали о намерении египетского руководства на буксирах притащить в канал суда и затопить их там, а потому британцы планировали разбомбить эти корабли на стоянках в Порт-Саиде, в гавани Суэца и на Большом горьком озере. Не знаю, почему, план не сработал — или египтяне опередили британцев и переместили корабли в канал, или британские летчики промахнулись по целям, — все, что мне известно, это то, что канал блокирован.