Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Чехарда с командующими объясняется неудачами 16-й армии. Почти всех бывших ее предводителей большевики казнили в годы массового террора — 1937 и 1938. Относительно «повезло» лишь последнему командующему 16-й армией (с 26 сентября 1920 до 25 апреля 1921 г.). Это был Александр Кук, бывший штабс-капитан. Он умер «естественной» смертью в 1932 году.
* * *
К июлю польские войска сконцентрировались в направлении Вилейка — Молодечно — Минск. Командующий Литовско-Белорусским фронтом генерал С. Шептицкий, штаб которого находился в Лиде, приказал начать наступление 1 июля. Основной удар был направлен на железнодорожный узел Молодечно и далее — на Минск. Остальные удары имели вспомогательный характер. Но все они преследовали одну цель — выход к важному водному рубежу, реке Березине, с овладением в ходе операции городами Минск, Борисов, Слуцк и Бобруйск.
1 июля началось наступление 1-й и 2-й дивизий легионов на северном крыле польско-советского фронта. Легионеры взяли с боем Вилейку (20 км севернее Молодечно) и Куренец (10 км севернее Вилейки). Южная группа этого крыла войск 4 июля заняла Молодечно, далее Радошковичи и Кривичи. Одновременно эскадроны польской кавалерии, пройдя через Воложин и Першай, вышли на подступы к Минску со стороны Ракова.
На самом северном участке фронта поляки отбили контратаки войск «красных» у Свенцян, а также возле Першай. В середине июля были отбиты новые контратаки «красных», пытавшихся вернуть Молодечно и Вилейку.
В это же время шли бои и на юге, где с 7 июля вела наступление Полесская оперативная группа генерала А. Листовского. 10 июля польские части захватили железнодорожный узел Лунинец, затем местечко Лахву и дошли до реки Лань, левого притока Припяти. И здесь были отражены несколько контратак «красных».
В результате первой фазы наступления командование Литовско-Белорусского фронта добилось не только тактических успехов, но и стратегического. Оно получило в свое распоряжение северную ветвь Полесской железной дороги (Вильня — Лида — Барановичи — Лунинец). По этой рокадной линии польское командование в августе 1919 года быстро доставляло подкрепления и боеприпасы на те участки фронта, где происходили упорные бои.
26 июля польские войска, преодолев упорное сопротивление противника, вышли на линию Раков — Гирвеле — Дуброва (в 35 км западнее Минска). «Красные» отступили к Заславлю (30 км от Минска). Эти бои позволили польскому командованию улучшить позиции своих сил.
Новое наступление польского Литовско-Белорусского фронта для завершения операции по выходу к Березине началось в конце июля. Ему предшествовали стычки войск на различных участках фронта, причем войска 16-й красной армии не раз первыми начинали атаки, стремясь связать силы противника. Но сорвать общее наступление польских войск им не удалось.
Основными задачами поляков во второй фазе операции являлись, во-первых, захват Минска (в Польше его называли Минск-Литовский) и, во-вторых, выход к Березине в районе Борисова.
Главный удар вдоль железнодорожной линии Молодечно — Минск наносило левое крыло польских войск: 2-я пехотная дивизия легионов и группа Великопольской (Познаньской) дивизии. Этому наступлению пехоты сопутствовал рейд кавалерии на Смолевичи, восточнее Минска, далеко в тыл противника. Захватив Смолевичи, польские кавалеристы тем самым перерезали железнодорожную линию Смоленск — Орша — Борисов — Минск. В результате было прервано снабжение войск Западного фронта боеприпасами, прекратилась доставка подкреплений из Смоленска и Москвы.
Правое крыло ударной группы состояло из оперативной группы генерала Адама Мокжецкого, командира Литовско-Белорусской дивизии. Эта группа наносила удар из района Баранович по направлению Мир — Несвиж — Слуцк. На этом участке фронта 6 августа польская кавалерия захватила Несвиж. Другие части заняли Мир и Клецк. В тот же день в Полесье «красные» атаковали противника на Лунинецком направлении, восточнее Лахвы, но их атаки были отбиты. Тем не менее, и в последующие дни «красные» пытались здесь атаковать. Между левым (северным) и южным (правым) флангами польских войск наступала группа генерала Юзефа Лясоцкого. Она продвигалась вдоль железнодорожной линии Барановичи — Минск в направлении на местечко Койданов (юго-западнее Минска).
Еще одним важным участком наступления являлось Слуцкое направление. Сюда был направлен с юга отряд, специально выделенный Полесской оперативной группой.
Одновременно происходило усиление войск за счет доставки подкреплений из Польши, а также наплыва местных добровольцев — как поляков, так и белорусов (среди жителей Белоруссии поляки, в отличие от большевиков, мобилизацию не проводили). Добровольцы-белорусы вступали в Литовско-Белорусскую дивизию, которая вскоре выросла до размеров армейского корпуса.
Получив подкрепления, командующий Литовско-Беларусским фронтом генерал Станислав Шептицкий 28 июля возобновил наступление всего фронта.
* * *
По распоряжению Шептицкого, генерал Листовский выделил из своих сил подвижную группу во главе с полковником Стефаном Стшеменьским (бывшим ротмистром русской кавалерии). Эту группу образовали 3-й уланский полк, 1-й батальон 35-го пехотного полка и одна батарея 7-го полка полевой артиллерии. Группа получила задание пройти единственной дорогой, ведущей через болота от железнодорожной линии Барановичи — Лунинец до деревни Чудин на реке Лань и до местечка Вызна (ныне Красная Слобода), что в 30 километрах юго-западнее Слуцка. Тем самым подвижная группа оказывалась в 90 километрах за линией фронта, далеко в тылу «красных». А затем, во время общего наступления польских войск, ей предписывался выход на Слуцкое шоссе (часть трассы Москва — Варшава) и продвижение к Слуцку с тыла. В случае успеха, такой маневр неизбежно вынуждал части 8-й советской дивизии, оборонявшей Слуцк, отступить на восток, чтобы не попасть в окружение.
Уланский полк выступил из Кожан-Городка (восточнее Лунинца) 1 августа и на третий день похода дошел до Чудина (70 км), места сбора всей подвижной группы. Через реку Лань переправились с боем. Противник оставил местечко Вызна после того, как ему в тыл зашел 4-й эскадрон уланского полка. Затем группа Стшеменьского разделилась на две подгруппы. Одна из них получила приказ наступать в западную сторону от Вызны — на Морочь и Заостровичи (на реке Лань), угрожая выходом на Слуцкое шоссе у деревни Грицевичи. Вторая же группа должна была идти к местечку Семежево на этом же шоссе, но в 20 км от первой группы. Тем самым создавалось впечатление, что с юга на Минск наступают значительные силы польских войск.
5 августа полковник Стшеменьский отправил в северном направлении один эскадрон улан, который дошел до реки Случь в районе к югу от Слуцка. Здесь два взвода остались охранять переправу через реку возле деревни Огородники. Остальные взводы на рассвете 6 августа в нескольких местах повредили железнодорожный путь на участке Слуцк — Уречье. Более того, они заняли на некоторое время железнодорожную станцию Слуцк, что поначалу вызвало панику в слуцком гарнизоне. Однако для захвата города имевшихся сил дивизиона было совершенно недостаточно. А в это время из Бобруйска прибыл поезд с красноармейцами. Уланам, правда, удалось сжечь железнодорожный мост, но все же им пришлось отступить.