litbaza книги онлайнИсторическая прозаЗападный фронт РСФСР 1918-1920 - Анатолий Грицкевич

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 45 46 47 48 49 50 51 52 53 ... 153
Перейти на страницу:

В период «военного коммунизма» была национализирована не только средняя, но даже мелкая промышленность, включая ремесленные мастерские. Была запрещена свободная торговля, вследствие чего широко распространился натуральный обмен. Продукты питания и предметы массового потребления распределялись по карточкам среди «трудового элемента» — партийных работников, сотрудников репрессивных органов (ВЧК, милиции, ЧОН), служащих советских учреждений, рабочих. «Нетрудовой элемент» добывал себе пропитание кто как мог.

Поскольку территория Белоруссии в 1918–20 гг. являлась прифронтовой зоной, политика «военного коммунизма» в ее восточных районах проводилась с особой жесткостью. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны РСФСР постановлением от 19 ноября 1919 года ввел три государственные повинности:

1) натуральную дровяную повинность;

2) трудовую повинность по заготовке, погрузке и выгрузке топлива;

3) гужевую повинность для доставки топлива, продовольствия, военных и других государственных грузов в города, воинские части, к железнодорожным станциям и к пристаням.

Люди, привлекавшиеся к выполнению этих повинностей, не получали за свой труд ни оплаты, ни питания. Но отказ от исполнения повинностей квалифицировался как саботаж и карался смертной казнью!

Политика «военного коммунизма» сопровождалась массовыми призывами молодых людей в Красную Армию (в основном из деревни) и отправкой их на отдаленные от Белоруссии фронты.

В сентябре 1918 года большевики официально ввели на всех подконтрольных им территориях политику «красного террора». С этого момента массовые казни стали повседневным явлением.

Меры военно-приказной системы, отмена экономических стимулов труда, жесткая регламентация всех сторон жизни вызвали резкое недовольство различных слоев населения. Тем более, что на местах политика «военного коммунизма» проводилась в жизнь путем оголтелого насилия, грубого самоуправства со стороны советов, ревкомов, комбедов, продотрядов, комиссаров и прочего начальства. Все это вызывало сопротивление в разных формах.

В восточной части Белоруссии происходили антибольшевистские восстания крестьян, которые большевики объявляли кулацкими мятежами и подавляли с особой жестокостью. Но масштабной гражданской войны в Белоруссии не было, так как всю ее территорию оккупировали иностранные войска — польские, российские, украинские, литовские. При этом одна часть белорусов сражалась в рядах Красной Армии, другая часть — в Войске Польском, третья — в отрядах полевых командиров самой разной политической ориентации.

Польская оккупация

Как только весной — летом 1919 года польские войска оккупировали преобладающую часть территории Лит-Бел, власть в этих землях перешла к польской администрации.

Приехав в Вильню после вступления в город польских войск, Пилсудский 22 апреля 1919 года издал воззвание «Жителям бывшего Великого Княжества Литовского». В нем он заверял жителей Белоруссии, что «войско польское несет вам всем вольность и свободу». Решение «национальных и религиозных» проблем будет таким, «как вы сами того пожелаете, без какого-либо насилия и нажима со стороны Польши». Поэтому на территории бывшего ВКЛ вводится не военное, а гражданское управление — Генеральный комиссариат Восточных Земель.

Этот комиссариат подготовит свободные всеобщие выборы на основе тайного и прямого голосования, «без различия пола». Пилсудский обещал учитывать нужды всех групп населения, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. Жители Литвы и Белоруссии в будущем, после прекращения военных действий, сами определят судьбу своей территории.

Комиссариат возглавил Ежи Осмоловский, поляк из Могилевской губернии, убежденный сторонник Пилсудского. Резиденция Осмоловского находилась в Вильне. Многие его сотрудники тоже происходили из белорусской шляхты. Разумеется, комиссариат действовал согласованно с военным командованием Литовско-Белорусского фронта.

Территория Белоруссии и Полесья была разделена на четыре округа, которые не совпадали с границами бывших российских губерний — Виленский, Минский, Брестский и Волынский. В два последних вошло белорусское Полесье, но большую их часть составила украинская территория. Несколько позже были созданы представительные органы — окружные и поветовые съезды представителей от населения и некоторых общественных организаций, лояльных польским властям. Все прежние органы самоуправления, в том числе крестьянские советы, польские власти распустили.

Каждый округ делился на поветы (уезды), во главе со старостами, назначенными генеральным комиссариатом. Старостой Минского округа стал известный польский деятель, уроженец Минска Владислав Рачкевич, он же — председатель общественного Комитета Обороны Крэсов. Старосты округов имели помощников по гражданским и по военным делам. Округи делились на поветы (уезды), а поветы (ими руководили поветовые старосты) — на гмины (волости) во главе с войтами. В деревнях были назначены солтысы (сельские старосты). В городах комиссариат создал временные самоуправления из назначенных им лиц.

Польские власти старались подбирать на административные должности поляков — местных уроженцев, хорошо знающих белорусский язык и здешние условия. Тем не менее, новая административная система была явно рассчитана на установление польского управления Белоруссией.

В своем Виленском обращении Пилсудский поставил следующие задачи перед Генеральным комиссариатом:

«1. Облегчение населению возможности высказываться о судьбе и нуждах через своих представителей, выбранных на основе тайного, всеобщего и непосредственного голосования, без различия пола.

2. Оказание помощи нуждающимся в продовольствии, поддержка труда на производстве, обеспечение порядка и спокойствия.

3. Оказание опеки всем, без различия их религии и национальности.

Как видим, Пилсудский в то время следовал своей программе создания федерации союзных с Польшей республик, что и нашло отражение в его воззвании. Однако этот документ критически оценили политические противники начальника государства в Польше, и враждебно встретило литовское правительство в Ковно. Часть белорусских национальных деятелей, наоборот, восприняла воззвание положительно, увидев в нем надежду на возрождение белорусской государственности.

4 мая 1919 года Пилсудский отправил письмо в Париж, премьер-министру И. Падеревскому, возглавлявшему делегацию Польши на мирной конференции. В нем он писал о политических противниках своего федеративного плана — польских национал-демократах (эн-дэках) и литовских политиках в Каунасе:

«Теперь о литовцах. Они подражают нашим эндэкам в отношении к белорусам. Как одни, опираясь на Антанту, хотят спокойно поделить белорусов на две части, отдавая их огромное большинство России, так и литовцы, опираясь на немцев, имеют точно такой же план. Это значит, что создали себе концепцию, которой теперь упорно придерживаются, что все Ковенское, Гродненское, Виленское (воеводства. — А. Г.) и часть Минщины, а вдобавок и все Сувалковское, вероятно с польскими поветами, составляют уже Литовское государство с Тарибой во главе. Остальную Белоруссию, точно также, как и эндэки, они отдают москалям. По этому поводу после занятия нами Гродно и Вильно они пробовали заявить протест против «вступления польских войск в пределы Литовского государства».

1 ... 45 46 47 48 49 50 51 52 53 ... 153
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?