Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Девушки условились бить врага до последнего. Несмотря на страшную боль еще не перевязанных ран, они продолжали вести меткий снайперский огонь. Патроны были на исходе. ПОЛИВАНОВА была вторично ранена. Немцы кричали: “Рус, сдавайс!” Наташа ответила: “Проклятущие, русские девушки не сдаются!” — и выпустила последнюю пулю в офицера, свалившегося замертво. Вторично была ранена КОВШОВА. У девушек остались 4 гранаты. Немцы были совсем близко, Маша и Наташа бросили гранаты. Еще несколько фрицев взвыло.
Ведя ураганный огонь из автоматов, фрицы подползали все ближе и ближе. У ПОЛИВАНОВОЙ и КОВШОВОЙ появились новые раны. Девушки молча обнялись и приготовили две последние фанаты. Они теряли последние силы, и немцы прекратили стрельбу, решив захватить их живыми. Когда обнаглевшие фрицы подползли совсем близко и наклонились над девушками, те неожиданно приподнялись. Раздалось два взрыва. Около десятка фрицев было уничтожено.
Погибла и Маша ПОЛИВАНОВА.
Достойна звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
II. Заключение вышестоящих начальников. Достойна звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
III. Заключение Военного Совета армии. Достойна звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
IV. Заключение Военного Совета фронта (округа). Достойна звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
Печатка синими чернилами: «Присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”. Указ Верховного Совета Союза ССР от 14.02. 1943 года».
Так Наташа Ковшова и Маша Поливанова стали первой женской и вообще единственной в истории Великой Отечественной войны снайперской парой, удостоенной столь высокого звания.
О личном счете сверхметких стрелков нет точных и проверенных данных. В некоторых списках указывается, что Наталья истребила 167 вражеских солдат и офицеров, а Мария — примерно 140. Фигурирует и цифра «300», но с пояснением, что это — общий их результат, куда также могли войти фашисты, уничтоженные их учениками и подчиненными из состава той снайперской группы 528-го полка, что погибла 14 августа…
В феврале 1943 года Матрену Яковлевну Поливанову и Нину Дмитриевну Араловец вызвали в Москву. Грамоты о присвоении их дочерям звания Героя Советского Союза им вручил в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин. «Он принял нас, как отец родной, — впоследствии вспоминала М.Я. Поливанова. — Крепко пожал руки обеим и сказал: “Спасибо вам, матери! Партия, правительство и товарищ Сталин благодарят вас за то, что вы вырастили таких славных и верных дочерей!”»
Память о Наталье Ковшовой и Марии Поливановой была увековечена.
В 1944 году выпустили почтовую марку с изображением их подвига и портретами девушек. В 1952 году увидела свет художественно-документальная книга Нины Араловец «Наташа Ковшова», в которой немало страниц было посвящено и боевой подруге ее дочери — Марии Поливановой. В 1965 году в Западном административном округе Москвы появились две улицы, названные в честь героинь. В 1966–1967 годах вступили в строй два больших плавучих добывающих рыбоконсервных завода — «Наталья Ковшова» и «Мария Поливанова» (порт приписки — Севастополь). В экспозиции Ленинско-Снегиревского военно-исторического музея (расположен в Истринском районе Московской области) находится двухфигурная скульптурная композиция «За Родину!». На ней изображены Ковшова и Поливанова, которые собираются бросать гранаты. В 2010 году Главное архивное управление города Москвы выпустило сборник «Боец-снайпер Наташа Ковшова: документы и материалы» (303 стр.).
Ничего подобного ни в одной из стран, участвовавших во Второй мировой войне, не было. Только в Советском Союзе появилось это сугубо женское военно-учебное заведение.
Приказ Наркомата обороны Союза ССР за № 0367 от 21 мая 1943 года гласил: «К 25 июня 1943 года сформировать на базе женских курсов отличных стрелков при Центральной школе инструкторов снайперского дела — Центральную женскую школу снайперской подготовки в составе двух батальонов… Отбор произвести из добровольцев-женщин в возрасте до 25 лет с образованием не ниже семи классов и прошедших обучение в снайперских комсомольско-молодежных подразделениях “Всевобуча”…»
Шел третий год Великой Отечественной войны.
Уже произошло сражение под Москвой, в ходе которого советские войска разгромили фашистских захватчиков. Победой и полным окружением большой вражеской группировки на Волге закончилась оборона Сталинграда. Но гитлеровская Германия все еще обладала внушительной военной мощью. В результате проведенной тотальной мобилизации ресурсов собственной страны и оккупированных им государств рейху удалось к лету 1943 года сосредоточить на советско-германском фронте более 5,3 млн. человек, свыше 50 тыс. орудий, около 3 тыс. самолетов. На лето 1943 года немецкое командование планировало силами 50 дивизий (до 900 тыс. чел., примерно 2700 танков, 10 тыс. орудий, свыше двух тысяч самолетов) провести операцию «Цитадель» в районе Курской дуги и разбить воинские соединения двух наших фронтов: Центрального и Воронежского, затем направить удар по Юго-Восточному фронту (операция «Пантера»), начать новое наступление на блокированный ими Ленинград.
В этих грядущих схватках Советский Союз мог рассчитывать только на собственные резервы, поэтому на счету был каждый солдат. Опыт же двух прошлых военных лет показывал, что женщины, несмотря на физиологические особенности своего организма, вполне способны усваивать армейскую науку и действовать на поле битвы не хуже мужчин. Примером тому служила боевая биография Людмилы Павличенко, знаменитого севастопольского снайпера, и славные деяния отважных москвичек — Натальи Ковшовой и Марии Поливановой.