litbaza книги онлайнИсторическая прозаВосточный фронт - война на море 1941-1945 - Юрг Майстер

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 56 ... 161
Перейти на страницу:

Столь же безуспешными были операции немецких подводных лодок. После капитуляции Финляндии было невозможно использовать немецкие подводные лодки восточнее заграждений. Прежде всего охранение заграждения «Зееигель» было усилено на 4 подводные лодки, в дальнейшем около Порккала в сентябре было установлено два, а в октябре — одно минное заграждение. Лишь затем немецкие подводные лодки стали действовать против финского прибрежного судоходства и каботажно-моторных судов, использовавшихся русскими для перевозок. Подводные лодки, базировавшиеся с начала сентября до 14 сентября в Таллине, с 21-го числа передислоцировали свои базы в Вентспилс, Лиепаю и Мемель. Во время походов за период с октября по декабрь 1944 г. им удавалось атаковывать суда, подвозившие снабжение, и вести наблюдение за деятельностью русских вдоль Балтийского побережья. Так как за пределы Финского залива русские выпускали лишь небольшие каботажно-моторные суда и военные корабли, то больших успехов в отношении потоплений достигнуть было невозможно.

(Сентябрь: 1 тральщик[270].

Октябрь:

17. Х — подводной лодкой «U 1165» — 1 тральщик, обстреляны 1 сторожевой корабль, 1 катерный тральщик, 1 небольшой пароход, 2 буксира, 4 лихтера, 4 парусника, 1 судно (учитывая финские суда)[271].

8. Х — южнее Ханко подводная лодка «U 370» потопила 1 канонерскую лодку водоизмещением около 500 т[272].

Ноябрь: 1 дозорный корабль[273].

18. XI — в 9 милях северо-западнее Палдиски подводная лодка «U 679» потопила 1 дозорный корабль[274].

19. XI — в 8 милях от Осмуссара подводная лодка «U 481» потопила лихтер тоннажем около 1000 брт[275].

27. ХI — подводная лодка «U 679» атаковала около Палдиски соединение советских тральщиков, потопила 1 тральщик типа «Фугас» и торпедировала два других[276].

Декабрь: 2 дозорных корабля и лихтер[277]. — Прим. авт.)

12 декабря в Финский залив зашла подводная лодка «U 497», на базу она больше не вернулась, очевидно, подорвалась на мине[278].

Немецкая авиация к концу 1944 г. была вообще не в состоянии вести наступательные действия над Балтийским морем.

Последний рейд немецких надводных кораблей окончился новой катастрофой. Несмотря на урок, полученный во время летней минной операции и стоивший потери трех миноносцев, высшие береговые штабы, не имевшие представления об условиях и своеобразии ведения морской войны в Балтийском море, приказывали восстановить и укрепить минные заграждения восточнее Таллина. Операция должна была быть проведена смешанным соединением эскадренных миноносцев и миноносцев под командованием капитана 1 ранга Коте.

Утром 11 декабря корабли, принимавшие участие в этой операции — эскадренный миноносец «Z 35» со штабом 6-й флотилии эскадренных миноносцев на борту, эскадренные миноносцы «Z 36», «Z 43» и миноносцы «Т 23» и «Т 28», покинули Пиллау (Пейзе).

Переход протекал без инцидентов. С наступлением темноты соединение прошло мимо северной оконечности острова Готланд. Около 23 часов появился горевший маяк Палдиски. Это помогало ориентации. Обе боевые вахты были на боевых постах, мины подготовлены, и в 24 часа корабли из походного порядка перестроились в строй пеленга, взяв перед этим курс на юго-юго-запад. Прежде чем была начата постановка мин, в 2 часа ночи у левого борта эскадренного миноносца «Z 35» произошел подводный взрыв в районе 4-го орудия; при этом один отсек наполнился водой, а машина левого борта вышла из строя. Несмотря на значительные повреждения, кораблю не угрожала серьезная опасность, и на нем сразу же началась борьба за живучесть.

Через некоторое время было отмечено, что эскадренный миноносец «Z 36» наскочил на мину. Это сопровождалось высоким столбом огня в районе кормы, что было, очевидно, вызвано взрывом котла или порохового погреба. После этого эскадренный миноносец «Z 36» очень быстро затонул. Вскоре после этого «Z 35» наскочил на вторую мину, поразившую корабль в районе кормового торпедного аппарата. Сразу же взорвался котел, загорелся боезапас 37-мм орудий, корабль накренился на левый борт и начал тонуть. Все было подготовлено к тому, чтобы покинуть корабль, на воду были спущены плоты и т. д., но из-за крена и повреждений шлюпбалок уже было нельзя спустить моторные катера и шлюпки. После того как оставшиеся в живых сошли с корабля, эскадренный миноносец затонул с сильным дифферентом на корму. Командир флотилии не захотел покидать эсминец и добровольно пошел ко дну вместе с ним.

Как только 3 других корабля узнали, что эскадренные миноносцы «Z 35» и «Z 36» подорвались на минах, в соответствии с приказами, подходящими к подобной обстановке, они повернули и, не сбросив ни одной мины, но и без инцидентов, взяли курс на немецкие порты.

В воде находилось свыше 600 человек, температура ее была от 3 до 5 градусов тепла, дул северо-восточный ветер силой 3–4 балла; позднее стал дуть южный ветер силой 5 баллов, то есть около 3–4 м/сек. Имевшиеся плоты были разбросаны, так что в темноте и при волнении моря многие люди просто не нашли их и через некоторое время умерли в холодной воде. Ветер и волнение на море вскоре отнесли плоты и катер, и они пропали из поля зрения. На борту спасательных средств многие раненые скончались от холода или попадания нефти в пищевод.

13 декабря появились первые огни финского побережья и 14-ro около 5 часов отдельные, оставшиеся в живых люди высадились в финских шхерах, где они были тепло встречены финскими рыбаками и крестьянами. Но вскоре за ними были присланы русские солдаты, доставившие их в Хельсинки, где они были допрошены тремя советскими адмиралами и затем 67 оставшихся в живых немцев были направлены в Таллин. Рейд окончился потерей двух современных эскадренных миноносцев и гибелью около 600 человек[279]. Операция была бесцельной, так как не прикрытое ни береговой артиллерией, ни сторожевыми кораблями минное заграждение должно было быть известно русским сразу же после первой потери судна и затем в случае необходимости тайно вытралено. Восстановление старых минных заграждений всегда было опасно и не оправдывало себя. Советские тральщики и подводные лодки использовали фарватеры в финских шхерах, и не могло быть речи о том, чтобы превратить Таллин в порт снабжения, так как русские дивизии, окружившие Курляндский котел, снабжались по суше. Положение старого минного заграждения было известно русским, так что бессмысленно было бы устанавливать новые минные заграждения. У автора нет такого обстоятельного, интересного изложения, по которому можно было бы судить о том, что русские отбуксировали маркировочные буи этого старого минного заграждения с помощью мелкосидящих катеров на несколько сот метров в глубь минного поля, чтобы тем самым потопить немецкие корабли[280].

1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 56 ... 161
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?