Шрифт:
Интервал:
Закладка:
11 апреля атаки русских самолетов продолжались, над районом Хеля постоянно находилось от 50 до 60 самолетов, и к тому же этот район находился под огнем русской артиллерии.
После одной из атак на госпитальном судне «Берлин» (в прошлом — пассажирский пароход. — Прим. авт.) возник пожар[289]. К борту судна подошла SAT «Соэмба» и в течение 13 минут приняла 250 тяжелораненых, которые в последующем были переданы на пароход «Роберт Борнхофен» и сторожевой корабль «V 1708». В тот же день в Хеле были потоплены танкер, 2 транспорта, моторный тральщик «R 69», охотник «Uj 1102» и тральщик «М 376».
С 12 апреля SAT «Соэмба» и SAT «Остзее» прекратили обстрел Шварцау и обеспечивали ПВО судов, находившихся на рейде Хеля. Несмотря на это, госпитальное судно «Претория» (до 1944 г. — блокшив 1-й учебной флотилии ПЛ в Пиллау. — Прим. авт.) получило более 15 попаданий, однако вечером смогло уйти своим ходом[290].
Вечером 16 апреля SAT «Соэмба», «Нинбург», «Остзее», «Роберт Мюллер 6», «Кемфан» и учебное судно «Драхе» вышли в Пиллау, где они в 21.30 встретились и с 19.50 до 20.50 произвели обстрел русских позиций. Ночью стали на якорь. Особенно успешной оказалась бомбардировка советских штабов в Вилла Порр и в Фишхаузене, произведенная кораблями с 02.13 до 03.50 18 апреля. В 05.50 германские корабли подняли якоря и встали на рейде Пиллау. С 08.55 до 11.13 и с 11.15 до 11.30 соединение подвергалось неоднократным атакам советских самолетов «Бостон», «Ил-2» и «Пе-2», которые использовали при этом бомбы, торпеды и бортовое оружие. В атаках приняло участие до 110 самолетов, из которых 3 были сбиты артиллерией кораблей. В 11.42 при новой атаке самолетов SAT «Роберт Мюллер 6» получила два попадания бомбами и одно — торпедой и начала тонуть. К ее борту подошла SAT «Соэмба» и сняла 35 человек. Но уже в 13.00, когда состоялась очередная атака советских самолетов, и эта SAT получила два попадания бомбами по 250 кг, которые прошли насквозь через палубы корабля и взорвались в воде. Вслед за этим в SAT попала еще одна бомба, затем она была обстреляна автоматическим оружием, в результате чего имели место потери в личном составе, а сама SAT получила еще ряд повреждений. Но когда в 13.10 учебное судно «Драхе», получив два попадания бомбами, начало тонуть, «Соэмба», несмотря на полученные повреждения, подошла на малом ходу к борту судна, с которого на «Соэмбу» в первую очередь перегрузили боезапас (!), а затем забрали всех оставшихся в живых. В последующем в 19.40 суда, получившие повреждения, были приведены на рейд Хеля с помощью буксира «Монсун», действия которого обеспечивали SAT «Нинбург» и «Остзее».
Советы сообщили, что они в районе Пиллау в период с 9 по 30 апреля уничтожили 5 эскадренных миноносцев, 12 эскортных кораблей, 16 сторожевых кораблей, 3 тральщика, 4 десантных баржи и 59 транспортов и танкеров общим тоннажем свыше 300 000 брт![291]
Наступающие русские войска вышли к Балтийскому морю в районе Кольберга: с 11 по 18 марта для действий против советских войск попеременно использовались эсминцы «Z 34», «Z 43» и миноносец «Т 33». После того как русские 6 марта вышли к Балтийскому морю в районе к северу от Кезлина, Померания окончательно оказалась разрезанной на части, и образовался новый «котел». С 9 марта «Z 34» и «Адмирал Шеер» прикрывали свои войска в районе Дивенова, противодействующие высадке десанта на остров Воллин. Одновременно с этим эскадренные миноносцы привлекались для обороны Кольберга, благодаря чему 2300 солдат, не имевших вооружения в достаточном количестве, в течение 14 дней удерживали город, который подвергался атакам трех польских дивизий и специальных советских соединений. В ночь на 17 марта в самый последний момент эскадренные миноносцы и десантные баржи эвакуировали войска и значительную часть гражданского населения города в Свинемюнде.
Вслед за этим в Киль пришлось отпустить крейсер «Адмирал Шеер» для замены стволов орудий, которые к этому времени оказались полностью изношенными (9 апреля 1945 г. в Вильгельмсхафене крейсер подвергся атакам самолетов и был потоплен. — Прим. авт.[292]). Тем временем вошел в строй старый линейный корабль «Шлезиен», который прошел модернизацию. Но использование линкора затруднялось недостатком подходящего боезапаса калибра 280-мм для его орудий. Снаряды такого калибра, применявшиеся в армейской артиллерии, можно было использовать для орудий линкора только после удаления с них ведущих поясков.
Основные усилия наступающих советских войск временно сосредоточились на направлении Кенигсберг — Земландский полуостров — Пиллау, и за счет этого несколько уменьшилось давление русских на германские позиции в Померании. Плавбатареи и артиллерийские баржи постоянно привлекались для обстрела советских войск, которым в том или ином месте удавалось осуществить прорыв. Для поддержки действий этих кораблей 20, 23 и 25 февраля использовались эсминцы «Z 38», «Z 43» и миноносец «Т 28».
Решающие бои развернулись в районе Данцигской бухты, и прежде всего в районе Донабергеса, затем в низовьях Вислы к востоку от Данцига и в конце марта западнее Готенхафена. Для ведения боевых действий в Данцигской бухте в период с 15 до 23 марта привлекался также линейный корабль «Шлезиен». 23 марта советские танки, несмотря на сильное противодействие германских войск, поддержанных артиллерией эсминцев «Z 31» и «Z 34», захватили Сопот, и тем самым закончилось окружение и изоляция Данцига, который в скором времени пришлось эвакуировать. Гитлер часто выражал сомнения в том, что флот достаточно эффективно взаимодействует с армией, и очень интересовался вопросом возможно большего использования артиллерийского огня кораблей в интересах сухопутных войск. Фактически флот предпринимал все возможное в его силах, чтобы оказать помощь своим войскам, и часто его действия в районах, опасных в минном отношении, были связаны с большим риском. Но позиции немецких войск были уже настолько плохи, а части настолько измотаны и слабы, что флот даже в прибрежной полосе лишь на короткое время мог сдержать наступление русских.
В связи с недостатком топлива 8 апреля тяжелые крейсера, а вместе с ними корабли охранения, были переведены в Свинемюнде. Еще раньше небоеспособные «Адмирал Хиппер» и «Лейпциг» ушли на запад с беженцами на борту[293].