Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Особое место в организации агентурной работы с использованием официальных прикрытий занимала разведывательная деятельность с позиций аппаратов военных атташе.
3 июня 1920 г. Реввоенсовет Республики утвердил первые основополагающие документы в части, касающейся: Положение о военных представителях за границей и Инструкцию военным представителям, посылаемым в иностранные государства. Инструкцией не предусматривалось ведение вербовочной работы с позиций аппаратов ВАТ. а неофициальные связи с иностранцами ограничивались лишь использованием доверенных лиц. Первоначально аппараты ВАТ находились в двойном подчинении: Всероссийского главного штаба и Полевого штаба РВС Республики. Это создавало трудности в плане оперативного управления разведывательной деятельностью с позиций военных аппаратов. Вскоре (16.08.1920 г.) Реввоенсовет по представлению Региструпра передал в его ведение все вопросы работы военных представителей. Прежде всего была разработана новая инструкция военным представителям, которая снимала ограничения с ведения вербовочной работы. Инструкция учла особенности становления института советских военных атташе (пока еще военных представителей): в первые годы советской власти на должности военных представителей в основном назначались командиры Красной армии из бывших офицеров русской армии, на деле доказавших свою преданность Советскому государству. Естественно, в подавляющем большинстве они были беспартийными. В связи с этим предусматривалось введение в аппараты военных представителей на должности их помощников агентурных работников — членов партии, на которых возлагалось руководство агентурой. Одновременно они выполняли функции комиссаров при военном представителе.
Так. представляя на утверждение Реввоенсовета Республики в ноябре 1920 г. Инструкцию военным представителям, посылаемым в иностранные государства, начальник Регистрационного управления пояснял:
«Принимая во внимание то обстоятельство, что сбор необходимых сведений затруднен без тайной разведки и что тайную разведку с большим успехом может провести только лишь член партии, которому, безусловно, доверяет Регистрационное управление, и местные партийные органы, услугами которых приходится пользоваться, нами введена в штат военного представительства обязательная должность помощника военного представителя, безусловно, члена коммунистической партии при беспартийном военном представителе».
В Инструкции военным представителям, утвержденной 22 декабря 1920 г. заместителем председателя Реввоенсовета Республики Э.М. Склянским, главкомом С.С. Каменевым и членом РВСР К.Х. Данишевским, указывалось, что военный представитель и его помощник в своей специальной работе руководствуются исключительно указаниями начальника Регистрационного управления, которому непосредственно подчинены.
Задачи военного представителя и его помощника в специальной области были определены следующим образом:
«На военного представителя возлагается сбор сведений о государстве, в котором он находится, попутно в сопредельных странах, а равно во всех других государствах: а) об организации вооруженных сил; б) о всех новейших изобретениях в области военной техники, кроме того, он исполняет все те задания и приказания, которые на него будут возложены главою дипломатической миссии или начальником Регистрационного управления.
…На помощника военного представителя, каковой должен быть, безусловно, членом Российской коммунистической партии возлагаются: а) функции, соответствующие комиссарским при военном представителе; б) руководство тайной разведкой, если таковую будет признано необходимым иметь в том государстве, где он находится.
…Сбор сведений, намеченных в прилагаемой программе, должен производиться: а) путем изучения иностранной военной литературы; б) путем извлечения необходимых сведений из периодической печати; в) путем непосредственных наблюдений; г) путем получения сведений через особо доверенных лиц, причем все поручения доверенным лицам даются помощником военного представителя».
В инструкции указывалось также, что в зависимости от обстоятельств упомянутые выше обязанности по организации агентурной разведки Регистрационным управлением по соглашению с Наркоминделом могут быть возложены на человека, формально не занимающего должность помощника военного представителя, а являющегося сотрудником полпредства (например, секретаря и т. п.). Если военный представитель — член партии, то обязанности по организации агентурной разведки возлагаются на него. При этом к нему в случае необходимости может быть прикомандирован военный специалист некоммунист.
Первые военные представители были назначены в 1920 г. в Литву. Латвию, Персию. Позднее, в период 1921–1922 гг… аппараты военных представителей были образованы в Финляндии, Лурции. Китае. Польше. Штат аппарата военного представителя (с 1921 г. стали называться военными атташе) в первые годы состоял из трех человек: военного представителя, помощника военного представителя и секретаря.
В соответствии с инструкцией военные атташе агентурную работу не выполняли, а занимались изучением вооруженных сил страны пребывания с использованием своих официальных возможностей. Подводя первые итоги работы военных атташе, начальник Разведывательного управления в феврале 1922 г. докладывал комиссару Штаба РККА:
«Практика годичной работы военных атташе показала, что их работа не ограничивается одним только сбором (легальным путем) сведений о вооруженных силах государства, в котором каждый из них находится, но ему необходимо и представлять РСФСР на официальных парадах, банкетах и собраниях и т. д., быть военным экспертом и советником при полпреде, давать предварительную оценку добываемым агентурной разведкой материалам».
Стремясь расширить военные представительства за рубежом. ЦИК СССР в 1923 г. принял решение о назначении в дополнение к существовавшим аппаратам военных атташе военно-морских атташе и их помощников в тех странах, где это признавалось возможным и целесообразным. К концу 1926 г. аппараты военного (военно-морского) атташе были учреждены в 12 странах: Финляндии, Швеции, Прибалтике (один аппарат ВАТ на Латвию. Литву и Эстонию). Польше. Германии. Италии. Англии, Турции. Иране. Афганистане, Китае. Японии. Военные атташе в Японии. Иране. Афганистане являлись одновременно и резидентами. В некоторых странах резиденты занимали должности сотрудников аппарата ВАТ (ВМАТ). например, в Швеции резидент являлся секретарем военно-морского атташе.
На конец 1929 г. аппараты ВАТ (ВМАТ) имелись в десяти странах (после разрыва дипломатических отношений Англией и Китаем советские представительства в этих странах были закрыты). Аппараты военно-воздушных атташе широкого распространения в рассматриваемый период не получили. В 1934–1935 гг. ВВАТ были направлены лишь в Италию и Францию, где в составе вооруженных сил имелась современная военная авиация.
С учетом перехода на ведение разведки с нелегальных позиций 23 марта 1928 г. председателем РВС СССР К.Е. Ворошиловым была утверждена новая «Инструкция военным и морским атташе при полномочных представителях СССР в иностранных государствах». Основные обязанности военных и морских атташе в новой Инструкции были определены следующим образом: