Шрифт:
Интервал:
Закладка:
На сем участие палубной авиации американских авианосцев в операциях против противника на Западе закончилось, однако действия эскортных авианосцев против подлодок продолжались.
«Дуглас» SBDs в Атлантике
Пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD «Донтлис» на борту авианосца USS «Йорктаун» во время патрулирования в водах Атлантического океана в 1943 г. Вдалеке на заднем плане виден USS «Рейнджер».
«Ильюшин» Ил-2
Надежно защищенный, обладавший высокими летными характеристиками и маневренностью, но особенно хорошо вооруженный – пушками, пулеметами, легкими бомбами и реактивными снарядами, Ил-2 представлял собой на поле боя оружие победы.
Наиглавнейший проповедник и адвокат концепции использования бомбардировщиков дальнего радиуса действия в 1930-е годы, в каковой период в нем были созданы первые по-настоящему тяжелые бомбардировщики, Советский Союз затем свернул с широкой магистрали теории и практики стратегических бомбардировок и решил вместо того сосредоточить усилия на тактическом срезе бомбардировочной авиации – на разработке и внедрении в практику легких и средних бомбардировщиков. Новая советская концепция, опробованная в ходе Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.), где прошли проверку боем такие машины, как «Туполев» СБ-2, базировалась на применении бомбардировщиков максимум на средних высотах на переднем крае и в ближнем тылу врага сразу же за передовой, то есть для оказания сухопутным войскам непосредственной и краткосрочной поддержки. Концепция показала себя вполне успешной, однако страдала от определенной ограниченности, и ближе к концу Второй мировой войны Советский Союз вновь обратился к использованию стратегических тяжелых бомбардировщиков дальнего радиуса действия.
В первые месяцы войны фронтовая авиация ВВС РККА потеряла большую часть имевшихся самолетов на земле и в воздухе. Тем не менее уцелевшие советские легкие и средние бомбардировочные части сражались отважно, хотя и не всегда с должным мастерством, потому в итоге достигали лишь очень немногого. Позднее фронтовую авиацию пришлось буквально поднимать из руин.
Легкие и средние бомбардировочные составляющие фронтовой авиации Советского Союза, представленные огромным количеством бомбардировщиков разных свойств и качеств, с самого начала враждебных действий имели задачи атаковать немецкие тактические цели непосредственно на поле боя, а уже потом – ив меньшей степени – тыловые объекты: аэродромы, сосредоточения войск, артиллерийские батареи и скопления техники, особенно танков, а также такие узкие в прямом и переносном смысле слова места, как мосты и железнодорожные развязки.
Летая преимущественно на устаревших и отчасти на современных машинах, встречавшихся довольно редко, советские бомбардировочные полки поначалу действовали, как правило, в дневное время и без истребительного сопровождения, хотя через месяц после начала кампании эскорты уже могли быть предоставлены, но, правда, без особой пользы. Потери у бомбардировщиков были очень большими, а успехи – минимальными. Как бы там ни было, вследствие потерь советские арсеналы избавились от переполнявших их устаревших и никуда не годных воздушных судов. Это упростило приход им на смену более современных бомбардировщиков, когда те наконец стали поступать на фронт с заводов, мощности которых перед лицом стремительного немецкого наступления успели перенести с территории на западе России далее на восток, в том числе на Урал.
Частота советских бомбардировочных налетов и масси- рованность участвовавших в них частей с конца августа 1941 г. постоянно возрастали, хотя они имели тенденцию ограничиваться тактическими целями на довольно малых расстояниях. Можно сказать, что бомбардировщики атаковали по сути те же самые объекты, которые обычно становятся целями штурмовиков. В тактическом плане действия штурмовых и бомбардировочных полков можно рассматривать едва ли не как своего рода расширение сектора обстрела советской дальнобойной артиллерии.
Тогда как неглубокие рейды с ближним радиусом действия оставались главной составляющей бомбардировочной доктрины, советские военные постепенно осознали важность целей в ближнем немецком тылу, а потому количество налетов на данного рода объекты возросло. Типичными такого рода предприятиями можно назвать рейды на немецкие аэродромы на подступах к Киеву 21-26 июля 1941 г. В ходе этих налетов количество участвовавших в каждом из них бомбардировщиков колебалось между тремя и 10, и некоторые экипажи сумели с пользой для себя употребить такие тактические подспорья, как облачность, и удачно скрыть собственное приближение. Бомбометание производилось с разных высот, без истребительного сопровождения и без каких бы то ни было попыток маневров на уклонение, а потому большинство атаковавших советских бомбардировщиков пали жертвами немецких истребителей и зенитного огня. Нанесенный же врагу ущерб получился при этом минимальным и ни в коем случае не способствовал снижению темпа продвижения немецких войск.
«Туполев» СБ-2М
Неизвестный бомбардировочный полк / Советские ВВС, 1941-1942 гг.
Разработанный для высокоскоростной бомбардировки и выпущенный общим количеством 6967 машин, этот представитель серии СБ-2 показан на данной иллюстрации в зимней маскировке. Прототип его, АНТ-40, впервые поднялся в воздух в октябре 1934 г., а серийный бомбардировщик дебютировал в боевых условиях на стороне республиканцев во время Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.). Все время своей истории оснащенный моторами жидкостного охлаждения, хотя поначалу с радиаторами переднего, а не «подбородочного» размещения, СБ-2 устарел уже к 1941 г., хотя продолжал воевать во фронтовых частях до 1944 г.
ТТХ
Экипаж: 4
Силовая установка: 2 х 619-квт. (830 л.с.) V-12 поршневых двигателя М-100 Макс, скорость: 410 км/ч Радиус действия: 1200 км Практический потолок: 8500 м Габариты: размах крыльев 20,33 м; длина 12,27 м; высота 3,25 м Масса: 5732 кг в снаряженном состоянии