Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В такой обстановке началась подготовка к Лоя Джирге, созыва которой так боялись англичане. Для того чтобы успокоить наиболее непримиримых делегатов, они передали М. Хашим-хану несколько миллионов афгани[553]. Они знали что делать. Вручение столь щедрого «бакшиша» дало ожидаемый результат. На состоявшейся в Кабуле 5–6 ноября 1941 г. Лоя Джирге присутствовавшие на ней делегаты, получив щедрые подарки, полностью поддержали положения, выдвинутые в правительственных заявлениях, т. е. одобрили решение правительства удалить из страны подданных стран «оси».
Все, что потом происходило в Афганистане, подробно описано в отечественной литературе. И если читатель заинтересован в серьезном изучении этого предмета, то посоветуем ему работы В. Г. Коргуна, А. П. Демьяненко и Ю. Л. Кузнеца.
Иранская операция была завершена. Англия и СССР добились поставленных целей — германская агентура была загнана в глубокое подполье, Иран дал согласие на организацию через его территорию военных поставок союзников.
Еще на конференции представителей СССР, Англии и США, состоявшейся 29 сентября — 1 октября 1941 г. в Москве, было принято решение о поставках в СССР значительного количества военной техники и товаров. Вскоре после Московской конференции США предоставили СССР кредит в 1 млрд долл. и распространили на нашу страну закон о ленд-лизе.
Чтобы обеспечить легитимность военных поставок через территорию Ирана и гарантировать этому государству достойное место в рядах антигитлеровской коалиции, союзники предложили новому иранскому правительству подписать договор о союзе.
Вспоминает Д. С. Комиссаров: «Когда наши войска вошли в Иран, надо было определить взаимоотношения Ирана с союзниками, потому что всё оставалось пока только на словах, на бумаге ничего не было. И тогда союзники предложили молодому шаху Ирана заключить договор в 1942 г. В этом договоре было зафиксировано всё — и то, что войска союзников имеют право передвигаться по территории Ирана, оговорены экономические обстоятельства, перечислена необходимая помощь с иранской стороны. По предложению советской стороны был введен специальный пункт, что ввод войск не является захватом территории, а это временное явление, для того чтобы помочь продвижению помощи со стороны Англии и Америки через Иран, где было более спокойно. Дело в том, что северный морской путь — через Мурманск — был в то время очень опасен, там фашисты всё заминировали и топили корабли, а окружной путь — через юг Ирана — был более надежный. Через Иран в Советский Союз везли автомобили „студебеккеры“, грузовики „виллисы“, горючее для самолетов, сырец для покрышек, продовольствие для армии. В Договоре было четко сказано, что как только закончится война, войска союзников будут немедленно выведены из Ирана.
Этот договор превратил Иран из страны, готовящейся стать плацдармом для войны против СССР, в его союзника. И сам Иран от этого немало выиграл. Во-первых, он не стал ареной военных действий, что было бы неизбежно, если бы туда вошли немцы. Во-вторых, после войны по договору 1942 г. и по решению Тегеранской конференции союзники обязались всячески помогать Ирану экономически и действительно помогали. Например, в 1943 г. Советский Союз, сам нуждающийся в продовольствии, направил в Иран 25 тысяч тонн пшеницы»[554]. О советской пшенице тогда дружно написали основные тегеранские газеты. Все публикации на эту тему были восторженными, что было нехарактерно для местной прессы. Приведем несколько публикаций:
«Иран»: «…Мы уверены, что иранский народ никогда не забудет этой помощи, оказанной нам в такое трудное время… Нужно учесть обстановку, в которой СССР оказывает помощь Ирану… Выражаем свою благодарность Советскому Союзу»;
«Сетаре»: «Благодаря этой помощи мы теперь спокойны, что хлеба у нас хватит до нового урожая… Мы выражаем СССР благодарность за эту помощь»;
«Кейхан»: «.. Мы очень рады, что иранский народ не ошибся в своих чувствах к СССР. В течение года иранская печать свидетельствовала хорошее отношение иранского народа к СССР потому, что Красная Армия в Иране в течение этого периода показала себя с самой лучшей стороны и этим еще больше увеличила к себе любовь»;
«Рахбар»: «…Население Тегерана выражает благодарность своему дружественному и великому соседу. Нашу благодарность особенно увеличивает то обстоятельство, что СССР оказывает нам эту помощь в тяжелое для него время».
В газете «Насиме Сабах» 17 апреля 1943 г. было напечатано стихотворение, автором которого стал сам ее редактор Кухи Кермани:
Дар Советского Союза Ирану
Дошла до меня весть новая, свежая
Что к нам пшеница идёт из Москвы.
Когда жизнь наша стала тяжёлой,
Подарок прислал нам русский народ.
Когда в беде оказалась наша страна,
Каждый скажет, что это подарок кстати.
В эти дни, в это время, в этот час,
Когда для иранского народа наступили чёрные дни,
На нас обратили внимание,
Облегчили наши страдания.
Они увидели, как мы бедны
И что скитаемся в пустыне как меджун.
Увидев, что иссякли средства наши,
Пришли к нам на помощь наши соседи.
Утешат они каждого из нас.
Дали нам пшеницу по дружбе они.
Так пусть здравствует и крепнет русский народ!
И пусть молва о нём во весь голос повсюду пойдёт!
Все желаем ему одного мы —
Выйти победителем из этой войны.
Да поможет и способствует в этом им бог!
Да умножит он их величие и славу![555]
Выполнением 7-й статьи тройственного договора со стороны СССР стали значительные поставки сахара и мануфактуры. Только в 1942 г. СССР ввез в Иран 12 млн метров мануфактуры, 11 000 т пшеницы, 1600 т муки, 4400 т цемента, 5070 т сахара, посуду и другие товары[556]. В этом же году СССР заявил о готовности оказать помощь Ирану в борьба с саранчой. Советская сторона не только сообщила о готовности поставить отравляющие вещества, но и послать в Иран специальные самолеты, которые разбрызгивали эти вещества[557]. Кроме того, Советский Союз в годы войны покупал все экспортные излишки у Ирана. Это было лучшим доказательством экономической помощи.