Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Большое значение для Ирана имела работа советских военных врачей. На протяжении всей войны из Советского Союза поступали различные медикаменты, обеззараживающие средства, вакцины. В некоторых районных центрах силами санитарных учреждений Красной Армии были построены показательные дезинфекторы и амбулатории. Места, в которых обнаруживались сыпнотифозные очаги, подвергались немедленной санитарной обработке. В дополнение к этому санитарные учреждения Красной Армии по просьбе местных властей и населения выпускали специальные листовки, разъяснявшие способы борьбы с инфекционными болезнями.
Все это было, но было несколько позже. А пока… пока шла речь о составлении договора. Сразу же скажем, что работа над ним проходила в довольно напряженной обстановке. Уже в период обсуждения договора по Берлинскому радио по три часа в день велись передачи, в которых звучали призывы к восстанию против советских и английских войск, к сопротивлению мероприятиям, связанным с заключением договора, а также требования к членам иранского правительства подать в отставку, изгнать премьер-министра М. Форуги, так как он якобы еврей. Содержались угрозы о наступлении часа возмездия, когда в недалеком будущем в Иран придут немецкие войска[558].
Оппозиционно к правительству М. Форуги был настроен офицерский корпус. «Офицеры — летчики авиаполков тегеранского гарнизона за уступки советскому и английскому правительствам настроены против правительства Форуги. Летчики требуют от правительства выдачи находящихся на тегеранских аэродромах и в ангарах всех самолетов. По данным, требующим проверки, все самолеты тегеранских авиаполков готовы к вылету. Гражданское население и солдаты иранармии тайно продолжают продажу и куплю оружия. Скупаемое оружие перепродается бандам, оперирующим на дорогах и в населенных пунктах Ирана», — сообщалось в донесении советского разведчика в штаб 53-й ОСАА[559].
Часть офицеров ликвидированных дивизий, мнивших о реванше, направились в Турцию, где под руководством немцев стали создавать собственную организацию. Имели место случаи саботажа. На текстильной фабрике в Мешхеде антисоветски неизвестные лица умышленно расплавили подшипники на станках и вывели из строя динамо-машину.
Противники подписания договора сплотились вокруг так называемой «Голубой партии» («Хезби Кабут») — подпольной антисоюзнической организации, появившейся на политической арене Ирана в конце 1941 г. Ее главным руководителем и организатором стал депутат меджлиса Хабибулла Новбахт, еще в 1930-е гг. прославившийся тем, что перевел «Майн Кампф» на персидский язык. X. Новбахт был убежденным, непримиримым противником договора, быть может, и наиболее опасным в то время.
Первыми действиями X. Новбахта после введения в Иран войск союзников стали бурные выступления в стенах меджлиса против сторонников союза с Великобританией и СССР. В результате его деятельности возникла непримиримая оппозиция не только союзному договору, но и всему процессу вовлечения Ирана в антигитлеровскую коалицию[560]. Уникальность сложившейся ситуации заключалась в том, что депутаты меджлиса, требовавшие установления в стране демократической системы, в большинстве своем были настроены против Англии и СССР[561]. Поэтому члены «Голубой партии» и сочувствовавшие ей иранцы делали все, чтобы сорвать подписание союзного договора. На улицах Ирана периодически появлялись написанные на персидском языке фашистские листовки в виде воззвания к иранскому народу с призывами сорвать его подписание. Перед зданием меджлиса регулярно собиралась группа иранцев. Они встречали прибывавших на заседания депутатов выкриками «долой договор», «смерть англичанам». Эти же иранцы выкрикивали откровенно антисоветские и фашистские лозунги[562].
Существовал своеобразный заговор молчания в иранской прессе: все, что касалось договора, тщательно скрывалось, ничего не сообщалось о его содержании. Военный комендант Тегерана Эмир Ахмеди даже пригрозил закрытием газете «Таджедод», опубликовавшей подробное сообщение о предстоящем заключении договора.
Д. С. Комиссаров вспоминал, что во время обсуждения в меджлисе англо-советско-иранского договора один из присутствовавших, (по-видимому, член «Голубой партии». — А. О.) напал на М. Форуги, нанеся ему несколько ударов камнем по голове[563]. Как позже выяснилось, нападавший еще до войны издавал газету с портретами Гитлера во всю полосу и мечтал о войне с СССР. В другой раз страсти разгорелись до того, что однажды во время заседания меджлиса открылась стрельба, и пули полетели в ложу, где находились журналисты и пресс-атташе. Д. С. Комиссаров едва успел присесть за перегородку, спас тем самым свою жизнь.
Название «Голубая партия» эта организация получила потому, что X. Новбахт и некоторые другие депутаты, резко выступив против союзного договора, опускали в урну бюллетени голубого цвета, означавшие голосование против его ратификации[564].
Однако сопротивление иранских националистов оказалось тщетным. Основная масса депутатов меджлиса не поддержала оппозиционеров. X. Новбахту и его соратникам удалось только на несколько месяцев оттянуть подписание договора.
Англо-советско-иранский договор, подписание которого состоялось 29 января 1942 г., включал в себя всего девять статей и три приложения. В них нашли закрепление вопросы, связанные с уважением суверенитета Ирана; существом союзных отношений между СССР, Великобританией и Ираном, временным пребыванием английских и советских войск на территории Ирана, экономической помощью Ирану и финансовыми обязательствами в отношении этой страны со стороны СССР и Великобритании.
Договор о союзе начинался с того, что Советский Союз и Великобритания совместно и раздельно обязались уважать территориальную целостность, суверенитет и политическую независимость Ирана (ст. 1). Таким образом союзники подчеркивали, что строят свои отношения с Ираном на равноправной основе и не намереваются ущемлять интересы Ирана как самостоятельного государства.
Согласно п. 1 ст. 3, союзные государства совместно и раздельно обязались защищать Иран всеми имеющимися в их распоряжении средствами против всякой агрессии со стороны Германии или любой другой державы. Иран со своей стороны обязался сотрудничать с Англией и СССР всеми доступными ему средствами и путями с тем, чтобы они могли выполнить взятые на себя обязательства.