Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Глостеру не удалось предотвратить освобождение герцога, но он сумел помешать амбициям кардинала Бофорта возвести своего племянника на высшую должность во Франции. С момента смерти Бедфорда в 1435 году кардинал усердно трудился над тем, чтобы назначить Джона Бофорта, графа Сомерсета, его преемником. Поскольку Сомерсет в то время был пленником у арманьяков, кардинал немедленно возобновил переговоры о его освобождении и убедил короля разрешить его обмен на Карла д'Артуа, графа д'Э, несмотря на то, что умирающий Генрих V категорически запретил освобождение последнего до совершеннолетия Генриха VI. Когда Сомерсет был освобожден в конце 1438 года, ему позволили провести всего несколько месяцев в Англии, а затем отправили в Нормандию, где его связи обеспечили ему немедленное назначение в Совет в Руане[555].
Поэтому Сомерсет был вполне способен стать преемником немощного Уорика, который умер на своем посту в Руане 30 апреля 1439 года. (В отличие от Бедфорда, Уорик решил быть похороненным на родине, где его великолепное позолоченное изображение, украшающее его гробницу в церкви Святой Марии в Уорике, является одной из достопримечательностей оставшейся от средневековой Англии). До назначения преемника его полномочия были переданы правящему Совету, состоящему из четырех нормандских клириков и пяти английских мирян: Луи де Люксембург, теперь архиепископ Руанский; Пьер Кошон, епископ Лизье, главный обвинитель Жанны д'Арк; Жиль де Дюремон, аббат Фекампа, и Роберт Жоливе, аббат Мон-Сен-Мишель; Сомерсет; его брат Эдмунд Бофорт; и три полевых командира, лорды Толбот, Скейлз и Фоконберг. Хотя Сомерсет был наименее опытным из всех после 17-и лет плена (он впервые после сражения при Боже, участвовал в бою при освобождении Мо в августе 1439 года), именно его титул дал ему право принять на себя главное военное командование.
В сентябре 1439 года Сомерсет вернулся в Англию, чтобы лоббировать свои претензии на официальное назначение преемником Уорика и, что более важно, Бедфорда. Первоначально его перспективы выглядели благоприятно. Сложные мероприятия по его освобождению, включавшие покупку графа д'Э у короны для осуществления обмена, обошлись ему в 24.000 ф.с. (12.6 млн. ф.с.). 12 декабря Сомерсет обратился к королю с просьбой помочь ему с выкупом и получил доходы от лондонской таможни, чтобы он мог оказать "лучшую услугу королю в этой экспедиции". На следующий день герцог заключил контракт на 6-месячную службу во Франции с 4 рыцарями, 100 латниками и 2.000 лучников. Это была очень большая армия, указывающая на то, что впервые за три года планировалась крупная кампания. Сомерсет не мог сам финансировать ее из своих обедневших финансов, и, конечно же, именно кардинал Бофорт предоставил займы, необходимые для назначение своего племянника командующим[556].
Однако чего Бофорт не смог сделать для Сомерсета, так это получить желанную должность генерал-лейтенанта. На нее теперь претендовал герцог Глостер, который, удрученный ходом последних событий, был намерен возродить свой неоднократно повторявшийся план отправиться во Францию во главе большой армии. Совету в Нормандии было велено ожидать его прибытия, но, поскольку кардинал держал в руках кошелек и отказался открыть его для него, Глостеру пришлось признать, что он еще не готов отправиться "в столь мощном составе", как того требовал его статус. Поэтому, Сомерсет занял его место и когда он отправился во Францию в январе 1440 года, то получил жалованье в 600 т.л. (35.000 ф.с.) в месяц, но его полномочия должны были действовать только до прибытия Глостера и были ограничены статусом "генерал-лейтенанта и губернатора на время войны", что предполагало ограничение его гражданских полномочий[557].
В итоге Глостер так и не получил своего назначения. Причины этого остаются загадкой. Возможно, он струсил из-за перспективы переехать в другую страну в возрасте почти 50-и лет, потеряв тем самым то небольшое личное влияние, которое он мог оказать на молодого короля и его политику мира, или же ему помешали кардинал и его сторонники в Совете. Как действующий лейтенант Сомерсет был главным кандидатом на этот пост, но Глостер твердо решил, что он не должен его получить. Поэтому в очередной раз победителем оказался компромиссный кандидат. 2 июля 1440 года Ричард, герцог Йорк, был снова назначен генерал-лейтенантом Нормандии с явной поддержкой и Глостера и кардинала.
Йорк заключил жесткую сделку, прежде чем согласиться на эту должность, требуя тех же полномочий, которые "имел или должен был иметь" Глостер. Таким образом, вся власть, которой пользовался Бедфорд, перешла к нему, хотя он по-прежнему будет называться "генерал-лейтенантом", поскольку Генрих VI уже был совершеннолетним и не нуждался в регенте. В зловещем для Бофортов и Нормандии развитии событий, он также добивался и получил полномочия заменять отсутствующих капитанов своими людьми и не иметь ограничений по стоимости земель, которые он мог даровать, гарантируя, что он сможет наградить ими достойных людей и создать личный авторитет в герцогстве, в котором в основном доминировали интересы семьи Бофортов. Назначение Йорка продлится пять лет, ему была обещана ежегодная выплата из английской казны в размере 20.000 ф.с. (10.5 млн. ф.с.) для финансирования его войск, что значительно превышало как его собственное прежнее жалованье, так и жалованье Сомерсета как генерал-лейтенанта и губернатора[558].
Несмотря на эти уступки, Йорк не проявил срочного желания вступить в новую должность. Прошел почти год, прежде чем он отправился в Нормандию, а Сомерсет тем временем продолжал там командовать. Он воспользовался этой возможностью для продвижения интересов семьи Бофортов, получив от графа Саффолка ряд важных капитаний, включая Авранш и Томбелен. Даже Толбот потерял все свои капитанские должности, кроме Лизье, так что королю пришлось выплатить ему компенсацию в виде пенсии, "чтобы он мог более достойно нести нашу службу"[559].
Сомерсет не покрыл себя славой в своей первой военной кампании в феврале 1440 года. В надежде оказать давление на герцога Бургундского и заставить его заключить мир, он предпринял очень выгодный для себя рейд в Пикардию, самую легкую цель на нормандской границе. С 1.200 солдат из Нормандии и отрядом Толбота он захватил три крепости, разместил английский гарнизон в Фольвиле и сжег церковь, в которой забаррикадировались жители Лиона, что было ужасным военным преступлением даже по меркам того времени. Оставшимся жителям Лиона пришлось заплатить Толботу выкуп в 2.500 салюдоров (200.521 ф.с.), чтобы избежать той же участи[560].
Основной целью, ради которой Сомерсет был послан в Нормандию с такой большой армией, было возвращение Арфлёра, первого завоевания Генриха V во Франции, который находился в руках арманьяков с 1435 года. Со своей базы в устье Сены гарнизон Арфлёра охотился на английские торговые суда, нарушая снабжение Руана и вынуждая власти нанять военный корабль для патрулирования реки для их защиты. Начало мятежа