litbaza книги онлайнРазная литератураМосква: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель - Анна Юлиановна Броновицкая

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
Перейти на страницу:
на Центральный проспект, но поставлены в некотором отдалении от него, а перед ними – открытая площадка для общения горожан. Кино в 1960-е популярно как никогда, и конечно, город, предназначенный для молодых советских граждан (средний возраст зеленоградца – 23 года), без кинотеатра жить просто не мог. Рожин добился разрешения на нетиповой проект, а работу над ним поручил своему аспиранту – Юрию Гнедовскому, будущему автору Театра на Таганке [59].

Гнедовский придумал выразительную композицию из двух пересекающихся в противоположных направлениях симметричных объемов, понижающихся к центру здания. Одна торцевая стена, скрывающая фойе, превратилась в главный фасад, а противоположная замкнула зрительный зал за экраном. Через остекленный фасад, расчерченный на крупные квадраты алюминиевыми молдингами, виден интерьер двухуровневого фойе с кафетерием. Тяжелый бетонный козырек, парящий над хрупким стеклянным фасадом, подсвечен снизу маленькими яркими лампочками-звездочками, такими же, как и на потолке в интерьере, – как будто стеклянной стены между ними и не существует. Вход асимметрично смещен к правому краю фасада, из-за чего комиссия чуть было не отказалась проект утвердить, но автор вовремя нашелся: «А на пиджаке тоже карман не симметрично пришит».

В 1963 году, когда город уже был переориентирован на микроэлектронику, кинотеатр получил свое имя и сохранил его до сегодняшнего дня, в отличие, увы, от назначения: в 90-е годы кинотеатр опустел, а сейчас в его стенах находится хаотичный рынок выходного дня. Стеклянный фасад «Электрона» стыдливо завешен изнутри, а дальнейшая судьба здания под большим вопросом.

Торговый центр «Зеленоград» (сегодня – «Перекрёсток») в свое время поражал воображение советских граждан прогрессивным подходом к торговле – свободной выкладкой товаров. Подходи и бери, как в какой-нибудь Америке или даже уже в коммунизме – вот только деньги еще не отменили. Помимо собственно магазинов, в здании были расположены также отделение связи, парикмахерская, фотоателье – очень удобно. На втором этаже – ресторан с «народными» мотивами в интерьере: хохлома, чеканка, жостово. Из ресторана можно было выйти на плоскую кровлю – покурить или подышать свежим воздухом.

В облике невысокого, вытянутого вдоль площади здания поддерживаются темы, заданные кинотеатром, – контраст шершавого бетона и хрупкой, прозрачной поверхности стекла. Однако главным выразительным элементом является огромное, расположенное на двух этажах и переходящее в интерьер абстрактное рельефное панно, покрытое многоцветной мозаикой, за которым была спрятана лифтовая шахта. Увы, это произведение художника Евгения Аблина в интерьере сегодня варварски заштукатурено.

В центре площади «разноцветную» тему панно Аблина вплоть до 2017 года поддерживал круглый декоративный омываемый бассейн, дно которого было декорировано широкими полосами мозаики пастельных тонов (художник С. Павловский). Чаша бассейна омывалась текущими по кругу струями воды, оживлявшими абстрактный мозаичный рисунок. Бассейн с абстрактной мозаикой по своему виду и сути был совершенно противоположен торжественным вертикальным фонтанам, традиционно украшавшим советские площади до начала «оттепели». Однако систему тоненьких трубочек, создававшую круговое движение воды по дну чаши, довольно быстро перестали поддерживать, и уже в 1970-х омываемый бассейн был переделан в фонтан, что значительно обеднило авторский замысел. В 2017-м и фонтан был уничтожен и заменен на современный. К счастью, сохранились поставленные прямо перед универмагом стильные, кубической формы бетонные «рамки» для рекламных объявлений и афиш. Рамки, а также и автобусные остановки с бетонными «ломаными» крышами (архитектор Б. Оськин) вдоль идущего от площади Юности Центрального проспекта – редкие сегодня примеры сохранившихся малых архитектурных форм 1960-х годов.

Площадь Юности

Площадь Юности приобрела законченный вид уже при Игоре Покровском, по проекту которого за зданиями кинотеатра и универмага были построены три 16-этажные башни. Повлияла на восприятие площади и новая застройка Центрального проспекта, который был намечен еще в конце 1950-х, а в начале 1970-х стал главной осью Зеленограда, получив торжественный и современный вид и крупный масштаб в духе Нового Арбата [17]. В стилобатах поставленных вдоль проспекта сдвоенных башен разместились магазины, мастерские, парикмахерские: сфера обслуживания в Зеленограде была образцовой.

Новый центр города был сформирован Покровским на другом конце Центрального проспекта, вокруг Большого городского пруда. Первым на его берегу был построен Главный научный центр (архитекторы И. Покровский, Ф. Новиков, В. Ларионова, Э. Лихтенберг, В. Кубасов, Б. Палуй, инженер Ю. Ионов, 1962–1969). Проектирование градообразующего предприятия было начато сразу после постановления о смене «профориентации» города-спутника с текстильной на научную. Комплекс объединил четыре научно-исследовательских института и экспериментальное производство. Микроэлектроника тогда в СССР только начиналась, надежды на нее возлагались огромные, и архитектура должна была соответствовать. Комплекс Центра состоит из четырех объемов: два лабораторных корпуса зеркально изогнуты навстречу друг другу (за что их прозвали «клюшками»), расположенный между ними блок дирекции («шайба») включает в себя также конференц-зал и столовую. Квадратный же малоэтажный корпус экспериментального завода отнесен вглубь и почти не виден от Центрального проспекта.

И. Покровский. Генплан центра Зеленограда. 1962

Расчерченные по горизонтали чередующимися полосами бледно-голубого и черного стемалита, бывшего в то время новейшим материалом, новенькие корпуса научного центра с суперсовременной начинкой наводили на мысли об исключительно светлом будущем. «За ночь ровно на этаж / Подрастает город наш, / Раньше всех к нам приходит рассвет. / Снятся людям иногда / Голубые города, / У которых названия нет…» Этот хит Эдуарда Хиля, написанный в 1963 году, как будто бы описывал Зеленоград. Кстати, когда Научный центр начали строить, город-спутник был еще безымянным, а Зеленоградом официально стал именно в 1963-м.

Перед главным входом в Научный центр была установлена статуя энергично шагающего Ленина. Правда, архитекторы мечтали о Прометее работы Эрнста Неизвестного, но начальство решило иначе: близился столетний юбилей вождя. А удача комплекса принесла Игорю Покровскому должность главного архитектора города, которую он занимал 38 лет.

Зеленограду и всей отрасли микроэлектроники нужны были образованные кадры, и все то же секретное постановление предписывало создать в городе специализированный вуз. Площадка для Московского института электронной техники была выделена буквально через дорогу от Научного центра – чтобы перед глазами у студентов все время была цель, будущее рабочее место.

С точки зрения архитектуры МИЭТ (архитекторы Ф. Новиков, Г. Саевич, инженер Ю. Ионов, 1966–1971) – один из самых привлекательных вузов страны, своей горизонтальной организационной структурой он напоминает западноевропейские кампусы. Комплекс состоит из пяти корпусов, скомпонованных вокруг центрального и объединенных крытыми переходами. Два корпуса, содержащие в себе общественные функции, обращены к входной площади, два учебных отступают на второй план, а корпус с бассейном и спортзалом ориентирован в сторону пруда и стадиона. Главный вход обозначен отдельно стоящим строгим порталом с колоколом и музыкальными часами (скульпторы В. Тюлин и

1 ... 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?