litbaza книги онлайнРазная литератураЗагадочная война: корейский конфликт 1950—1953 годов - Анатолий Васильевич Торкунов

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 93
Перейти на страницу:
во Франции накануне II мировой войны. В результате Корейская Народная Армия (КНА) потеряла возможность рассчитывать на контрудар, то что рекомендовал товарищ Сталин[27].

Посол Штыков продолжал в шифровке:

«Северокорейские руководители отметили также, что в ходе предыдущих многочисленных столкновений вдоль границы КНА продемонстрировала явное превосходство над войсками Южной Кореи. Они утверждали, что северокорейские войска способны быстро преодолеть оборонительные порядки противника.

Я вновь отвечал собеседникам в свете того, что товарищ Сталин говорил на встречах с Ким Ир Сеном в марте 1949 года. Заключая, я выразил сомнения, что планы Севера могут быть реализованы. Я указал, что оценка ситуации, сделанная Ким Ир Сеном и Пак Хен Еном, была черезчур оптимистичной и идеалистической.

Ким Ир Сен не ожидал такой реакции. Он выглядел обиженным…»[28]

Рапортуя о встрече с Ким Ир Сеном и Пак Хен Еном 14 августа 1949 года, совпосол отметил:

«Ким Ир Сен вновь поднял вопрос наступления на Юг, утверждая, что нет другого способа решения корейского вопроса.

После того как я повторил наши аргументы, Ким Ир Сен согласился, что операцию необходимо тщательно подготовить. Прежде всего, КНДР нуждалась в безотлагательных поставках дополнительных количеств советских оборудования и вооружений. Как сказал Ким Ир Сен, северокорейская армия нуждается в 2-х — 3-х комплектах боеприпасов для вооруженных сил. Во-вторых, Ким Ир Сен предложил начать наступление на Юг с операции местного значения. Ее целью станет захват

Ондинского полуострова на территории Южной Кореи. Если операция увенчается успехом, то сухопутная граница КНДР по 38 параллели сократится на 120 км. Северокорейцам понадобится впредь меньше сил для прикрытия границы. Ондинский же полуостров послужит плацдармом для развития наступления.

Я повторил, что любые действия могут быть предприняты только после тщательного анализа наших возможностей и общей ситуации»[29].

27 августа Штыков представил Сталину свои соображения против наступления на Юг. В документе выдвигался ряд аргументов:

«1. В настоящий момент на Корейском полуострове сосуществуют два государства, причем Южная Корея признана Соединенными Штатами и другими странами. В случае начала северянами военных действий, американцы могут вмешаться, не только в форме снабжения Юга оружием и боеприпасами, но и посылкой в поддержку Сеула японских войск.

2. Наступление на Юг будет использовано Соединенными Штатами для развязывания широкой враждебной пропаганды против СССР.

3. В политическом отношении наступление на Юг может быть поддержано большинством населения в обеих частях Кореи, но в чисто военном смысле КНА пока не имеет явного превосходства над армией южан.

4. Южная Корея создала уже достаточно сильную армию и полицию»[30].

Т. Ф. Штыков вместе с тем поддержал идею Ким Ир Сена о захвате Ондинского полуострова как стратегически важного района. Совпосол, правда, оговорился, что у южан может найтись достаточно сил для контрнаступления, что «придаст военным действиям затяжной характер»[31].

Давление северокорейцев на Москву между тем нарастало.

3 сентября советского временного поверенного Г. И. Тункина посетил личный секретарь Ким Ир Сена Мун Ир. Тункин так описывает состоявшуюся беседу:

«…По поручению Ким Ир Сена, Мун Ир сообщил, что они получили достоверные сведения о том, что южане в ближайшее время намерены захватить часть полуострова Ондин, расположенную к северу от 38 параллели, а также обстрелять из орудий цементный завод в городе Кайею.

В связи с этим, сказал Мун Ир, Ким Ир Сен просит разрешения начать военные операции против юга, имеющие цс-лью захватить полуостров Ондин, а также часть территории Южной Кореи к востоку от полуострова Ондин примерно до Кайдзио, с тем, чтобы сократить линию обороны.

Ким Ир Сен считает, сказал Мун, что если международная обстановка позволяет, то они готовы двигаться дальше на юг. Ким Ир Сен уверен, что они в состоянии захватить Южную Корею в течение двух недель, максимум — двух месяцев.

Я просил передать Ким Ир Сену, что этот вопрос очень большой и серьезный, его необходимо внимательно продумать и что поэтому я настоятельно рекомендую Ким Ир Сену не торопиться и пока никакого решения по указанному вопросу не принимать.

Вероятно Ким Ир Сен в ближайшие дни вновь поднимет этот вопрос. Проверкой установлено, что корейцы действительно перехватили приказ командующему войсками на полуострове Ондин, в котором последнему предлагается 2 сентября в 8.00 начать артиллерийский обстрел цементного завода в Кайею и разрушить его. Из приказа видно, что южане считают этот завод военным.

Срок, указанный в приказе, прошел, а обстрела пока не было.

Северяне приняли необходимые меры на случай обстрела завода.

Относительно намерений южан захватить часть полуострова Ондин к северу от 38 параллели имеются только показания перебежчиков с юга.

На 38 параллели с 15 августа не было серьезных инцидентов. Имели место мелкие перестрелки, случаи артиллерийского обстрела территории Северной Кореи на полуострове Ондин, переход параллели.

Южане ускоренными темпами проводят оборонительные работы на 38 параллели»[32].

Сталин обратил внимание на эту просьбу Ким Ир Сена и немедленно распорядился собрать необходимую информацию о ситуации в Корее. 11 сентября в совпосольство в Пхеньяне пришло указание:

«…Вам необходимо возможно скорее встретиться с Ким Ир Сеном и постараться выяснить у него дополнительно следующие вопросы:

1. Как они оценивают южнокорейскую армию, численный состав, вооружение и ее боеспособность?

2. Состояние партизанского движения на юге Кореи и какую реальную помощь они рассчитывают получить от партизан.

3. Как отнесется общественность и народ к тому факту, что северяне первыми начнут наступление? Какая реальная помощь может быть оказана населением юга армии северян?

4. Имеются ли на юге Кореи американские войска?

Какие меры по мнению Ким Ир Сена могут предпринять американцы в случае наступления северян?

5. Как северяне оценивают свои возможности, как-то: состояние армии, ее обеспеченность и боеспособность?

6. Дайте свою оценку обстановке и насколько реально и целесообразно предложение наших друзей.

Уточнение требуется в связи с поставленными им вопросами в беседе 12.VIH и 3.IX-1949 г…»[33]

Тункин провел подробные беседы с Ким Ир Сеном и Пак Хен Еном и сразу же предал их содержание в Центр:

«12 и 13 сентября имел встречи с Ким Ир Сеном и Пак Хен Еном.

По существу вопросов, изложенных в Вашей телеграмме, их соображения таковы:

1. Южно-корейская армия. Сухопутные войска состоят из 7 дивизий, охранных войск столицы, офицерских школ и курсов (всего 23 полка и 2 отдельных батальона).

Личный состав сухопутных войск и авиации — 80–85 тысяч человек.

Вооружение: винтовок 70 тысяч; автоматов

1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 93
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?