litbaza книги онлайнВоенныеНегласные войны. История специальных служб 1919-1945. Книга вторая. Война. Том первый - Игорь Иосифович Ландер

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 99 100 101 102 103 104 105 106 107 ... 363
Перейти на страницу:
во многом вымышленному образу мужественного борца с оккупантами они могли противопоставить лишь обвинения в том, что все голлисты поголовно являются скрытыми евреями и тайными коммунистами.

В последнем имелась доля истины. Безусловно, де Голль никоим образом не разделял коммунистические взгляды, однако он весьма эффективно сотрудничал с ФКП как одной из наиболее действенных сил французского Сопротивления. Даже подпольный руководитель ориентировавшихся на “Свободную Францию” групп Жан Пьер Мулен (“Рекс”, “Роберт”, “Мерсье”) был выбран генералом на эту роль не в последнюю очередь из-за имевшихся у него прочных связей с коммунистами, его подозревали в работе на советскую разведку и в причастности к поставкам советского оружия в Испанию во время проходившей там гражданской войны.

Перед оккупацией Мулен являлся префектом департамента Эр и Луары и 17 июня 1940 года был арестован немцами, под пытками требовавшими от него подписать фальшивое свидетельство об убийствах белых французов чернокожими солдатами сенегальских частей. Он сумел выдержать все издевательства и не стать лжесвидетелем, однако так опасался уступить повторному нажиму, что в отчаянии попытался перерезать себе горло. С тех пор Мулен говорил очень сиплым голосом и никогда не появлялся на людях без шарфа или шейного платка. Через несколько дней нужда в пропагандистских бумагах отпала, и его выпустили на свободу. Естественно, о возвращении на прежнюю должность в условиях оккупации не могло быть и речи, и после безуспешной попытки выбраться в Лондон в 1941 году бывший префект поселился в “свободной зоне”. До войны Мулен некоторое время работал в подчинении близкого к коммунистам Пьера Ко, поселившегося в Соединенных Штатах после категорического отказа де Голля сотрудничать с подозреваемым в работе на советскую разведку политиком. Отставной министр вспомнил о своем прежнем сотруднике. Ко желал видеть Мулена в США и через консула в Марселе пригласил его прибыть в Америку, прислав документы на имя профессора одного из нью-йоркских институтов Жана Жозефа Мерсье. Во время ожидания получения разрешения на выезд бывший префект установил связи с зачаточными коммунистическими подпольными группами в Виши, после чего 9 сентября решил тоже включиться в борьбу. Из Лиссабона он уехал не в США, а в Лондон, к генералу де Голлю.

Глава комитета “Свободная Франция” прислал за ним специальный самолет немедленно, как только узнал о пребывании в Португалии этого человека, благодаря свой стойкости уже получившего некоторую известность. Оба француза ранее были знакомы и уважали друг друга, и хотя по убеждениям они являлись прямыми противоположностями, однако консерватор, традиционалист и католик все же сумел найти общий язык с левым прогрессистом, атеистом и почти радикалом. Мулен получил от генерала полномочия возглавить все ориентирующиеся на “Свободную Францию” подпольные группы в стране, что совершенно определенно открывало коммунистам путь к занятию ключевых позиций в Сопротивлении. Безусловно, это не радовало де Голля, однако за достижение своих целей политику всегда приходится платить определенную цену. Поставленные генералом задачи конкретизировал Пасси. Мулен должен был централизовать административную и пропагандистскую деятельность Сопротивления, объединить его силы и подчинить их де Голлю, а в итоге — подготовить почву для занятия “Свободной Францией” достойного места в расстановке сил после победы. Таковая уже не вызывала у генерала сомнений. После того, как в декабре японцы атаковали Перл-Харбор и оказались в состоянии войны с США, он прокомментировал это эпохальное событие следующим образом: “Конечно, еще предстоят операции, битвы и борьба, но война закончена, поскольку ее результат ясен”[130]. До конца 1941 года новый руководитель подпольных групп согласовывал с БСРА технические и организационные детали, а в первые же часы нового 1942 года уже летел в самолете, доставившем его в точку прыжка над Провансом.

Первоначально Мулен занялся координацией действий разрозненных отрядов Сопротивления, а более масштабную и значительно более деликатную работу по их объединению под единым командованием решил пока отложить, чтобы не создавать впечатление принуждения. Ожидалось, что инициатива дальнейших действий должна исходить от самих командиров групп, которые неминуемо почувствуют преимущества централизации и двинутся в требуемом направлении. Поскольку к концу 1941 года подполье на севере страны было полностью разгромлено германской контрразведкой, Мулен решил начать со “свободной зоны”. На этом пути немедленно возникли непредвиденные проблемы, обусловленные психологией вкусивших власти и самостоятельности независимых “полевых командиров”. Они совершенно не стремились обзаводиться каким-либо начальством, поскольку понимали, что оно неизбежно будет не только снабжать их, но и ставить задания и диктовать стратегию и тактику действий. Возражали и коммунистические группы. ФКП по согласованию с Москвой стремилась организовать не зависящее от “Свободной Франции” коммунистическое движение Сопротивления, что позволило бы ей стать совершенно отдельной освободительной силой и после победы взять власть в свои руки. Однако, несмотря на все трудности, постепенно дело продвигалось. В августе 1942 года Мулен создал организацию под названием “Секретная армия” (АС, известная также как “Организация армии Сопротивления” — ОРА) и во главе ее поставил генерал-лейтенанта Шарля Жоржа Антуана Делестрена. АС координировала практически все подпольные группы в “свободной зоне” и готовилась к действиям в ожидании вторжения союзников, а с февраля 1943 года распространила свою деятельность на всю Францию. Нежелание коммунистов включать свои организации в состав “Секретной Армии” бывший префект преодолел весьма незамысловатым способом. Советский Союз не имел возможности снабжать боевые группы на противоположном конце Европы, поэтому в этом отношении они всецело зависели от МИ-6 и СОЕ, работавших с ними через БСРА. Мулен просто прекратил поставки строптивым командирам оружия, боеприпасов, взрывчатки и медикаментов, после чего тем не оставалось ничего другого, как принять его настоятельное предложение. Таким путем БСРА взяло под свой контроль весьма значительную часть отрядов и групп Сопротивления, а если учесть, что оно обеспечивало их также радиосвязью и транспортом для связи с Великобританией, то многократное возрастание роли службы Пасси становится вполне понятным.

Постепенно менялись и организационные формы объединения. В январе 1943 года было создано “Движение частей Сопротивления” (МУР), уже в следующем месяце преобразованное в Национальный совет Сопротивления (СНР). Коммунисты вновь решили отделиться и создать свой независимый “Национальный фронт”, однако Мулен применил уже опробованную методику и сумел справиться с возникшей досадной проблемой. К этому времени движение Сопротивления в стране стало нарастать, поскольку вдохновленные победой Красной Армии под Сталинградом французы поверили в возможность освобождения их родины и все чаще стали задумываться о возможном участии в борьбе за это. Теперь оставалось только следить, чтобы СНР не превратился в оппозиционную де Голлю политическую силу. А для подобных опасений имелись веские основания.

4. СОПЕРНИЧЕСТВО

Как уже отмечалось, Черчилль отнюдь

1 ... 99 100 101 102 103 104 105 106 107 ... 363
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?