Шрифт:
Интервал:
Закладка:
За свой ратный труд более трех тысяч офицеров, мичманов, старшин и матросов эскадры заслужили боевые награды. Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» в 1985 году стал единственным кораблем Военно-Морского флота, который в послевоеные годы был награжден орденом Красного Знамени.
1 октября 2005 года на территории военного городка надводных кораблей были построены все экипажи соединений 7 оперативной эскадры и состоялся последний парад эскадры, и это построение стало последним в ее истории. Последняя команда последнего командира эскадры вице-адмирала Максимчука – «Под Знамя – смирно!», и перед развернутым строем моряков последний раз проплыло бело-голубое полотнище Андреевского флага. 9 декабря в Североморском Доме офицеров флота состоялось заключительное расширенное офицерское собрание оперативной эскадры надводных кораблей СФ. На эту церемонию были приглашены заместитель командира эскадры до 2004 года контр-адмирал В. Мельник, ветеран Великой Отечественной войны, заместитель начальника штаба Тыла ВМФ, бывший заместитель командира эскадры вице-адмирал Ю. Кузнецов, командир эскадры до 2004 года вице-адмирал Г. А. Радзевский, представитель губернатора Мурманской области М. Громов, председатель городского Совета депутатов Североморска Е. Алексеев и многие офицеры – ветераны эскадры. На офицерском собрании эскадры последний ее командир вице-адмирал А. Р. Максимчук должен был выступить с обращением к офицерам, но он чувствовал, что не может это сделать. У него набегали на глаза слезы, и он понимал, что будет не в состоянии произнести хотя бы одно слово. Он попросил одного из офицеров штаба принести бутылку Столичной водки. За полчаса до начала этого поистине траурного мероприятия он выпил залпом стакан водки, не закусывая, но его эмоциональное возбуждение было настолько велико, что он ничего не почувствовал. Только после третьего стакана водки отступило напряжение, и он почувствовал силы выйти на трибуну. И вот прозвучали последние слова командира эскадры, обращенные к его сослуживцам – боевым соратникам: «Эскадра – это вся моя жизнь и служба. Мне дороги каждый корабль, каждый офицер, мичман, старшина и матрос. Люди, которых я учил и воспитывал, стали мне родными. Очень тяжело, что именно мне, как командиру, пришлось участвовать в ее расформировании. Больно».
В присутствии Командующего СФ вице-адмирала В. Высоцкого был показан исторический экскурс в историю эскадры с показом слайдов и хроникальных кадров самых ярких страниц летописи соединения. После торжественной церемонии прощания командира эскадры вице-адмирала А. Р. Максимчука с Боевым Знаменем эскадры, оно было передано на хранение правопреемнику эскадры – начальнику штаба дивизии ракетных кораблей СФ контр-адмиралу В. Касатонову. В заключение церемонии вице-адмирал А. Р. Максимчук вместе с личным составом штаба и управления эскадры исполнили песню о Седьмой оперативной эскадре.
Затем на сцену поднялся командующий Северным флотом вице-адмирал Владимир Высоцкий. От имени военного совета СФ он выразил глубокую благодарность военным и гражданским служащим управления эскадры, поздравил с успешным завершением службы офицеров, увольняющихся в запас, наградил ценными подарками и грамотами отличившихся.
Ветеран Великой Отечественной войны, заместитель начальника штаба Тыла ВМФ СССР вице-адмирал в отставке Юрий Кузнецов (заместитель командира эскадры 1970–1973 годы):
«Эскадра – высшая форма организации крупных надводных кораблей. Передовой рубеж военно-морской службы. В моей жизни – это первая адмиральская должность. Прекрасная школа, после которой было привычно и легко командовать и военно-морской базой, и флотилией атомных подводных лодок. Эскадра надводных кораблей флоту необходима. Только с ней можно защищать государственные интересы в Мировом океане, как было во времена нашей службы».
Выступивший на церемонии командир эскадры до 2004 года вице-адмирал запаса Геннадий Радзевский сказал:
«Эскадра не только для меня, но и для всех была символом боевой мощи, высочайшего профессионализма моряков. Штаб соединения на протяжении многих лет был лучшим среди штабов соединений надводных кораблей во всем Военно-Морском Флоте. Эскадра – это отличная школа, кузница кадров. Слаженный коллектив настоящих патриотов, посвятивших свою жизнь морской службе. С ее расформированием я не согласен. Замену такому соединению будет найти очень трудно».
Известие о ликвидации было трагическим для многих офицеров. Командир эскадры Алексей Романович Максимчук не мог понять, для чего и во имя чего это было сделано. За эскадрой стояла 37-летняя история существования. Была наработана высокая штабная культура, которая передавалась от поколения к поколению, и любой приходящий в штаб эскадры офицер перенимал это дух высокой самоотдачи и профессионализма. Была создана и прекрасно отработана организация управления соединением. Это то невидимое, которое создается и нарабатывается многими годами упорного труда. И вдруг все это в один миг разрушено. После собрания, когда улеглось волнение, он снова возвращался к мучившему его вопросу. Кому и зачем это было нужно? Он знал ответ, но не мог с ним смириться. Да и кому он мог донести свои чувства и переживания? Руководство страны и Вооруженных Сил в очередной раз поставили Военно-Морской Флот на колени. Истоки этого решения и действующие лица неизвестны, да и сейчас никто не решится открыть всей нелицеприятной правды. Но он уверен, что спустя годы об этом напишут и назовут действующих лиц этой трагедии флота. Время истории еще не наступило. Боевые корабли остались в строю, и наступит время, когда новое поколение современных кораблей встанет под знамена обновленной эскадры, другой эскадры, которая возродится в третий раз и будет помнить своих предшественников.
Последним оперативным дежурным эскадры, который закрывал историю ее официального существования, был флагманский штурман эскадры капитан 1 ранга Виктор Малыга.