litbaza книги онлайнВоенныеНегласные войны. История специальных служб 1919-1945. Книга вторая. Война. Том первый - Игорь Иосифович Ландер

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 193 194 195 196 197 198 199 200 201 ... 363
Перейти на страницу:
всеобщее обозрение. По версии руководившего убийством Муссолини и Петаччи коммуниста Вальтера Аудизио, казнь женщины не была предусмотрена и произошла лишь потому, что в самый последний момент она рванулась к расстреливаемому и попала под пули. Аудизио всегда категорически отрицал свою причастность к ее гибели, но позднейшие расследование показали, что он лгал и намеренно расстрелял Петаччи.

3. СОЮЗНИКИ

Все специальные службы правительства нового премьер-министра Пьетро Бадольо в Бриндизи и партизанских формирований действовали в тесной связи с союзниками, особенно после вступления Италии в войну против Германии. До 1943 года ни СИС, ни СОЕ не удалось провести ни одной операции на территории страны, однако после падения фашистского режима обстановка изменилась. Активные старания Бадольо по установлению контакта с противником не являлись особым секретом, требовалось лишь предпринять практические шаги для осуществления связи с ним. Этому способствовал удачный, как оказалось, провал агента-радиста СОЕ Дика Мэллэби. После ареста он находился в тюрьме, но вскоре получил от СОЕ новый код и указание обеспечить связь премьера с британским военным командованием.

Как и в других регионах Европы, Лондон был более всего озабочен степенью своего участия в послевоенном устройстве Италии, поэтому первоначально попытался обойтись без помощи партнеров по коалиции. Англичане претендовали на руководство всеми специальными и разведывательными операциями на ТВД и всемерно стремились не допустить к ним американцев или хотя бы максимально ограничить их роль. На самом высшем уровне было принято решение отнести территорию Италии к зоне ответственности Великобритании, и на этом основании СОЕ фактически полностью отказывал ОСС в поддержке тайных операций, за исключением направленных на обеспечение вторжения в Северную Африку (“Торч”). Британские спецслужбы даже пытались вербовать агентуру в среде американцев итальянского происхождения до тех пор, пока не получили резкий протест со стороны официальных инстанций Соединенных Штатов.

СОЕ первым начал осваивать новый регион и срочно создал в Бари подразделение специального назначения во главе с капитаном 3-го ранга Г. Холдсвортом. Бюро разведки и связи при Отделе оперативного планирования верховного командования итальянских вооруженных сил предоставило в распоряжение союзников свои ресурсы и обеспечивало выполнение их заданий силами своих агентов. Все миссии СОЕ/СОМ носили рутинный характер и были направлены на снабжение партизанских отрядов, организацию их взаимодействия и обеспечение их средствами связи. На общем фоне выделяются лишь операции “Изарра” и “Бойкин”, первая из которых заключалась в выводе из оккупированной зоны генерала Густаво Песенти, а вторая — в изъятии и доставке в штаб для допроса заподозренного в двойной игре участника движения Сопротивления. Сложная операция увенчалась полным успехом, однако была проведена совершенно напрасно, поскольку обвинения в адрес объекта акции оказались ложными, и его пришлось с извинениями отпустить. Кроме того, продолжавшаяся с 1943 по 1945 годы миссия “Мозель”/“Адвокат”, судя по всему, фактически являлась успешной радиоигрой германской контрразведки. В целом оперативные достижения британцев на итальянском ТВД можно оценить как весьма скромные.

Подготовка американцев к действиям на итальянском направлении началась в Соединенных Штатах не в 1943 году, а несколько раньше. Первое косвенное соприкосновение ОСС с итальянскими делами состоялось еще в конце 1942 года, когда руководство католической церкви в инициативном порядке предложило американцам поставлять информацию о результатах бомбардировок Токио. Сообщения от папского нунция в японской столице поступали в Ватикан, оттуда в посольство Ирландии в Риме, а затем в Дублин, где руководитель итальянского отделения секции специальной разведки (СИ) миссии ОСС в Лондоне Рикардо Маззерини забирал их и переправлял в Вашингтон. За контакты с американцами отвечал кардинал Джованни Батиста Монтини, впоследствии Папа Римский Павел VI, поддерживавший связь с сотрудником секции СИ ОСС в Вашингтоне Эрлом Бреннаном. Американец воспитывался в Италии с детства, затем работал там в посольстве Соединенных Штатов и поддерживал дружбу, в частности, с руководителями ОВРА, видными членами традиционно влиятельных в Италии масонских лож, государственными служащими высокого ранга и даже самим дуче. После разрыва отношений с Римом Бреннан работал в Канаде и поддерживал негласные контакты с изгнанными Муссолини из страны ведущими мафиози, а с января 1942 года служил в КОИ. В 1943 году работу по итальянскому направлению на некоторое время перехватила морская разведка ОНИ, поддерживавшая контакты с одним из “донов” итальянской мафии в США “Счастливчиком” Лючано при вторжении на остров Сицилия и в противодиверсионном обеспечении порта Нью-Йорк. Однако моряки не имели полномочий вторгаться в политические сферы, и Донован вскоре вернул себе утраченную инициативу. Его сотрудник высокого ранга, русский по происхождению полковник Серж Оболенский высадился с парашютом на острове Сардиния и доставил туда приказ маршала Бадольо о капитуляции гарнизона.

Работа ОСС по итальянскому направлению началась с отбора кандидатов на вербовку. В США проживало множество этнических итальянцев, отличавшихся высокой степенью концентрации в формальных и неформальных объединениях по национальному признаку. Эта особенность вербовочной базы значительно облегчила ОСС и военно-морской разведке поиск кандидатур. В частности, они широко использовали профсоюзные организации, контролируемые этническими итальянцами с антифашистскими убеждениями, представлявшими собой достаточно специфическую категорию населения. Фактически они являлись руководителями преступных синдикатов, или, проще говоря, мафии, со своим счетом к режиму Муссолини, нанесшему сильный удар по итальянской организованной преступности вообще и сицилийской в частности. Впоследствии неоднократно звучали заверения в том, что представители разведывательного сообщества США не вербовали агентуру в среде коммунистов и криминальных элементов, но это никоим образом не соответствует действительности. Упоминавшееся использование “Счастливчика” Лючано и его организованной преступной группировки в разведывательных и контрразведывательных целях наглядно доказывает ложность такого утверждения. В Вашингтоне многие упрекали командующего операциями ОСС на Средиземноморском театре военных действий полковника Эдуарда Глэвина в том, что его итало-американцы фактически представляют собой обыкновенных бандитов, однако в конечном счете сиюминутные интересы возобладали, и на это прискорбное обстоятельство попросту закрыли глаза.

В центральном аппарате ОСС за итальянское направление первоначально отвечал 22-летний выходец из эмигрантской семьи Макс Корво. В ходе его вербовочных разъездов по стране 11 сентября 1942 года два вооруженных человека захватили его в гостиничном номере в Нью-Йорке и едва не застрелили на месте. Они оказались сотрудниками Контрразведывательного корпуса (КИК) армии США и арестовали Корво по обвинению в шпионаже на Италию. Это произошло по заявлению некой Лизы Серджио, которая восприняла зондажную беседу с ней как вербовочный подход агентов СИМ и немедленно обратилась в контрразведку. Молодой разведчик пробыл под арестом сутки, в течение которых его допрашивали и отказывали в конституционном праве на телефонный звонок руководству для прояснения ситуации. Контрразведчики обнаружили у Корво списки американцев итальянского происхождения, на основании которых сделали заключение о наличии на территории Соединенных Штатов разветвленной агентурной

1 ... 193 194 195 196 197 198 199 200 201 ... 363
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?