litbaza книги онлайнИсторическая прозаРусско-японская война. 1904-1905 - Петр Быков

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 103
Перейти на страницу:

В то же время японское Командование проводит стратегию, выдвинутую эпохой войн за воссоединение Германии в самостоятельное государство — стратегию, заключавшуюся в раздельном движении армий, соединение которых на поле сражения должно завершаться тактическим окружением.

Русско-японская война сыграла крупную роль в истории революционного движения в России. Под ударами японского империализма сила русского самодержавия предстала в своем истинном виде: царизм в этой войне полностью обнаружил свое разложение. Русско-японская война послужила только катализатором в общей сумме предпосылок революции, которые коренились во внутренних противоречиях самодержавного строя, уже созревших к началу войны.

Левицкий Николай Арсеньевич

Глава I. Обстановка на Дальнем Востоке накануне войны

Захватнические стремления русского самодержавия на Дальнем Востоке имели свои глубокие экономические и политические корни.

Соблазн выгодного применения русского капитала на Дальнем Востоке, обильном сырьем и дешевой рабочей силой, но бедного капиталами, усиливал экспансию русского самодержавия в Восточной Азии. Реализация политики самодержавия на Дальнем Востоке потребовала сооружения Сибирской железнодорожной магистрали, которая начала функционировать с 1902 г. Строительству Сибирского пути царское правительство придавало огромное значение.

* * *

«Сибирская магистраль открывает новый путь и новые горизонты для всемирной торговли, и это значение ее ставит сооружение ее в ряд мировых событий, которыми начинаются новые эпохи в истории народов и которые нередко вызывают коренной переворот установившихся экономических сношений между государствами» — так говорит в своих воспоминаниях Витте, один из вдохновителей дальневосточной политики самодержавия, стоявший во главе царского правительства. Эти слова в достаточной степени характеризуют роль Сибирской железнодорожной магистрали в осуществлении политики самодержавия на Дальнем Востоке.

Агрессия царского самодержавия на Востоке встретила сопротивление со стороны растущего капитализма Японии, который стремился к утверждению своего господства на азиатском материке. В 1894–1895 гг. Япония вела войну с Китаем в захватнических целях. Эта война отдала в руки японцев Ляодунский полуостров и Порт-Артур. Однако такое усиление Японии не входило в планы европейских держав, особенно России, которая опасалась распространения японского влияния в Манчжурии. Под предлогом «защиты» Китая от угрозы со стороны Ляодунского полуострова и обеспечения «независимости» Кореи русская дипломатия сумела добиться совместного с Германией и Францией вмешательства в Симоносекский договор и заставить Японию отказаться от завоеваний в Азии, взамен чего Япония была компенсирована огромной контрибуцией; кроме того, Японии были оставлены остров Формоза и Пескадорские острова.

Соотношение морских сил России и Японии вынудило последнюю очистить Ляодунский полуостров. Хотя тоннаж японского флота несколько превышал тоннаж русского флота на Тихом океане, однако русские суда были вооружены 105 орудиями крупного калибра, в то время как японский флот имел их только 70. Кроме того, Япония не могла сопротивляться коалиции трех европейских держав за отсутствием средств: ее финансовое положение за время войны с Китаем достигло степени полного истощения.

Оттеснив Японию, царское правительство немедленно же приступило к подготовке дальнейших захватов. Эта политика царизма нашла поощрение со стороны Германии в лице Вильгельма II, заинтересованного в том, чтобы отвлечь внимание России от Запада. Это позволило бы Германии ослабить свои вооружения на русской границе. Японский капитал, экономически закрепляясь в Корее и Южной Манчжурии, использовал вмешательство России в Симоносекский договор для пропаганды войны с Россией, всячески разжигая шовинистические настроения в народных массах Японии.

Япония и русский царизм обнаружили исключительное упорство в борьбе за влияние в Корее, которая являлась одним из центров сосредоточения интересов капиталистических держав и главным образом Японии, для которой Корея могла служить плацдармом для дальнейшего вторжения на азиатский материк. Еще в 1876 г. Китай вынужден был согласиться на заключение подвассальной Кореей самостоятельного договора с Японией, а через несколько лет, когда Япония начала пускать глубокие корни в Корее, китайское правительство не возражало против заключения Кореей договоров с Англией, Россией, Германией, Италией и США, пытаясь этим ослабить влияние Японии в Корее, где число японских переселенцев к 1904 г. достигло 30 000 человек.

По Симоносекскому договору Корея была признана «независимой», однако иностранный капитал повел энергичную борьбу за влияние в Корее. Англия, оттеснив Японию, предложила корейскому правительству своего «финансового советника», который являлся проводником английского влияния в Корее. В 1896 г. русская дипломатия добилась отставки английского советника и выдвинула своего «военно-финансового» советника, что не могло не вызвать нового беспокойства в Японии.

Повышенный интерес, проявленный царской Россией к Корее, объясняется не только общей захватнической политикой самодержавия, но в некоторой степени и личными интересами Романовых, которых авантюристский кружок Безобразова заинтересовал возможностью овладеть огромными «богатствами» Кореи и обратить их в личную собственность царствующей династии в России.

Японо-китайская война была весьма выгодно использована царизмом. Под видом помощи истощенному Китаю в выплате контрибуции царское правительство совместно с французскими банкирами учредило Русско-китайский банк, выговорив себе за это концессии на постройку железных дорог в Манчжурии с правом эксплуатации их в течение 80 лет. Помимо чисто банковских, Русско-китайский банк получил еще ряд функций, как, например, чеканку местной монеты, получение налогов и др.

Царское правительство озаботилось упрочением своей политики на Дальнем Востоке. Приступив в 1897 г. к постройке железных дорог в Манчжурии, оно под предлогом охраны железнодорожного строительства ввело в Манчжурию свои войска, положив этим самым начало оккупации китайской территории. В следующем году царская Россия потребовала от Китая заключения договора на предоставление ей в «арендное» пользование Квантунского полуострова с незамерзающей порт-артурской гаванью и крепостью Порт-Артуром. При этом для большей сговорчивости китайцев на порт-артурском рейде стояло во время переговоров пять русских военных судов, готовых открыть огонь по первому требованию командования.

Около этого времени Англия на таких же условиях захватила Вей-хай-вей, Франция — бухту Гуаньчжоу-вань[1], Германия — Цяо-чжоу и порт Циндао. Япония заявила претензию на провинцию Фуцзянь, а Италия — на провинцию Чжецзян[2].

На почве раздела Китая обостряются противоречия между капиталистическими державами — и прежде всего между Россией и Японией, причем они приобретают наибольшую остроту после подавления «боксерского восстания» в Китае, закончившегося оккупацией Манчжурии русскими войсками.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 103
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?