Шрифт:
Интервал:
Закладка:
И три товарища в очередной раз поверили, что проект получится. Но на разовых, от случая к случаю презентациях его не вытащишь. Надо было создавать разветвленную систему в регионах, ездить по стране, собирать людей, единомышленников, держать руку на пульсе конъюнктуры рынка. В общем, работать ножками и головой.
Это долгое путешествие по России вместо запланированных четырех месяцев растянулось на целый год, с июля 1998 по июль 1999 года.
Москва. Июль 1998 года
Как истинные патриоты своей Родины, жившие на Урале, компаньоны решили начать турне со столицы. Презентацию устроили в библиотеке имени В. В. Маяковского. Собралось около 50 человек. Как обычно, Артур рассказал о бизнесе, аппарате «Скенар», новой компании. Все слушали внимательно и заинтересованно. После того как Артур завершил этот блок информации, сидевшая в первом ряду полная женщина с надменным лицом спросила:
– А вы из какого города вообще будете?
– Из Екатеринбурга, – ответил Артур.
– А Екатеринбург – это где? – хмыкнула она.
Артур даже не нашелся, что ответить, посоветовал посмотреть на карте. Впервые Артур, Борис и Валера на себе прочувствовали во всей красе снобизм москвичей, пренебрежение к провинциалам. После таких вопросиков, конечно, напрочь отбивается любое желание продолжать рассказывать. Но перетерпели, нашли москвичей, заинтересовавшихся бизнесом.
У каждого города – свой менталитет. Позади была Москва, впереди – огромная матушка Россия. И Артур уже по традиции взял с собой тетрадь для дневниковых записей. Для прикола озаглавил ее «Записки русского путешественника». Времени, а порой и сил, для литературных изысков не было, писал кратко, в телеграфном стиле, по сути.
Сентябрь 1998 года. Курган. Когда ехали в поезде в Курган, хорошо выпили на троих, травили анекдоты. Утром голова трещала, как хворост под лапами медведя. Встретил нас Вася Курганский, как мы его между собой называли, «смотрящий» по этой ветке – человек квадратной формы и доброго нрава. И сходу повез нас на презентацию. Собрал человек 150, излучающих доброжелательность. Видеокамера на штативе. Голова понемногу оттаяла. Дополняя друг друга, выступили, как по нотам. Народу вроде понравилось, по крайней мере, географическим идиотизмом здесь никто не страдал. Даже хорошо похлопали… Заключили кучу договоров. Вася Курганский здесь в авторитете. После презентации он завел нас в подсобочку, достал из холодильника мерзлую бутылку водки, соленые огурчики, колбаску и кусок сала. Молча налил нам, себе налил водички – за рулем, и крякнул: «Ну, за успех?»
P.S. Дня через три, когда мы вернулись домой, Вася позвонил нам: «Вы знаете, нашим дистрибьюторам так понравилось ваше выступление, что мы стали тиражировать видеокассету, которую сняли в зале». А мы ведь были не в самой лучшей форме…
Октябрь 1998 года. Набережные Челны. Перед поездкой просмотрели копию видеокассеты с нашим выступлением в Кургане, которую переслал нам Вася Курганский. Забавно смотреть на себя со стороны. Многосерийный блокбастер «Скенар» простирает свои щупальца». В общем, поняли, где у нас «провал» по эмоциональной составляющей, где – гнали полную туфту, видную для профи невооруженным взглядом… На презентации в Набережных Челнах отработали – с учетом видеоопыта. Публика собралась – в основном женщины (надо, кстати, почитать умные книжки об особенностях женской психологии на этапе построения капитализма в бывшей социалистической стране). Аплодировали от души, спасибо старшему дистрибьютору Антонине Степановне. Бабушке 65 или 67, а хватки и сообразительности не занимать. Надо будет только тактично посоветовать ей не носить этот старушечий наплечный платок. Она не пустила нас ни в какую гостиницу, «деньги зазря тратить», сама вызвалась купить нам билеты. Ну просто чудо-бабушка, бывшая школьная учительница, кстати. Мы, конечно, согласились. Наутро баба Тоня прибегает и говорит: «Большая удача, ребятки, я сумела достать вам на обратный путь самые дешевые билеты в плацкарте!» У нас вытянулись лица, но мы ее горячо поблагодарили. В самом дешевом плацкартном вагоне мы сразу остро прочувствовали времена эвакуации и гражданской войны и вспоминали бабушку «добрым» словом.
Октябрь 1998 года. Сургут. Презентация в городе нефтяников прошла на ура. Люди здесь не бедные, на нефтепромысле все мужики, а вот для женщин работы маловато. Поэтому собрались в основном представительницы лучшей половины рода человеческого. Исполнили трехголосую «арию» о «Скенаре», под грохот аплодисментов. Пришла мысль, что надо одеваться поприличней, под оперных певцов, с жабо, манжетами и бабочками… Старший дистрибьютор Валентина Ивановна предложила, чтобы мы не тратились, переночевать у нее в доме. Мы любезно приняли это предложение. Угощала от всей души дарами матушки-Сибири: водочка на кедровых орешках, соленья и копчености всех видов, а также ее знаменитые соленые грибочки… А в поезде всем нам вдруг стало плохо. Бегали один за другим в туалет, проклиная те грибочки. Пикантность ситуации была в том, что на одной из остановок зашла в наше купе шикарная девушка. А у всех троих – жуткое урчание в желудках, не заглушаемое даже стуком колес. Помогли нам только наши универсальные приборы. Один из них со скидкой продали девушке, ехавшей к кому-то в гости, объяснив, что «Скенар» – это лучший подарок.
Новокузнецк. Ноябрь 1998 года
Компаньоны исколесили немало городов в центральной части России и Сибири. На очереди был город Новокузнецк. Именно на нем решили отработать новые технологии под девизом: «Сетевик – профессия XXI века!» Близился миллениум, и 2000-й год вся планета готовилась встретить грандиозными шоу и общественно значимыми тусовками. Надо было поднимать уровень презентаций, восхищать, удивлять, шокировать, и друзья-соратники разработали потрясающий сценарий для города металлургов. Музыкальное оформление было лишь одной из многогранных сторон этого, иного слова не подобрать, представления, кроме того, компаньоны везли с собой и целый ящик пиротехники для кульминационного момента.
У каждого города свое лицо. И это лицо надо было изучить до каждой черточки и морщиночки еще до приезда. В поезде Артур пресек поползновения Валеры на откупорку литровой бутылки водки, отобрал колбасу (не заслужил), раскрыл справочник и стал просвещать товарищей.
– Новокузнецк – один из старейших городов Сибири, основан в 1617 году. Город формировался вокруг острога. Сталинская индустриализация превратила в 1930-е город в важный угледобывающий и промышленный центр. А теперь вопрос на засыпку: о чем рассказывал товарищ Хренов в известном стихотворении Маяковского?
Валера и Борис переглянулись и одновременно ответили:
– А хрен его знает…
– Так я и думал. Если бы наши потенциальные новокузнецкие дистрибьюторы узнали о таком невежестве, они были бы оскорблены до глубины души. – Артур сделал паузу. Он сам только что прочитал про этого Хренова. – Стихотворение «Рассказ товарища Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» посвящено именно городу Новокузнецку: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране Советской есть».