Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Макдональд и Удино решили действовать против Витгенштейна совместно и, отрезав его от Петербурга, разбить. Таким образом, у неприятеля составилось 60 тыс. против 30 тыс. наших.
С этой целью Удино двинулся вдоль реки Двины и перешел ее у Полоцка.
Витгенштейн также хотел было переправиться через Двину и зайти Удино в тыл, но, узнав о движении против него и войск Макдональда, решил разбить противников по одиночке и пошел сначала против Удино. С этой целью Витгенштейн направился наперерез корпусу Удино и настиг его у Клястиц.
Два дня, 18-го и 19-го, велся жестокий, упорный бой 22 тыс. русских против 28 тыс. французов, закончившийся нашей победой и отступлением французов.
Для преследования был послан отряд генерал-майора Кульнева. Храбрый Кульнев увлекся преследованием и с малочисленным своим отрядом наскочил на весь корпус Удино и потерпел поражение; храбрый Кульнев пал славной смертью героя.
В свою очередь неприятельский отряд сделал ту же ошибку: в преследовании своем наскочил на все силы Витгенштейна и был наголову разбит при Головчице.
Расстроенный поражением под Клястицами и у Гопоновщины, корпус Удино отступил к посланному к нему на помощь корпусу Сенсира.
По соединении этих двух корпусов у французов образовались двойные силы в сравнении с Витгенштейном.
Несмотря на это, Витгенштейн атаковал Сенсира и Удино в Полоцке.
Бой тянулся весь день 5 августа, сбить противника нам не удалось; 6 августа бой возобновился.
Раненый Удино сдал командование Сенсиру.
Пользуясь почти двойным перевесом в числе, Сенсир сам перешел в наступление и оттеснил Витгенштейна за Дриссу.
Французы, понеся значительные потери, преследовать нас не могли и возвратились в Полоцк.
Макдональд пришел к гор. Динабургу, но ничего решительного не предпринял ни против Витгенштейна, ни против нашей крепости Риги.
В корпусе Витгенштейна в это время доблестно действовал Донской казачий полк подполковника Платова 4-го: в боях, на разведке и в охранении.
Действия Витгенштейна имели важное значение и влияние на ход войны.
Он, атаковав превосходного в числе неприятеля, притянул на себя двойные силы неприятеля, ослабив таким образом армию Наполеона, действовавшую против Барклая и Багратиона.
Витгенштейн боями у Клястиц и Гапоновщины, доблестным и смелым боем у Полоцка защитил все пути к Петербургу, прикрыл от разорения весь край севернее Двины.
3-я западная армия при открытии военных действий оставалась на Волыни в выжидательном положении. 1 июля Барклай де Толли объявил Тормасову ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление перейти в наступление. Тормасов, оставив для охранения Волыни часть войск с несколькими Донскими казачьими полками, с главными силами двинулся на север против австрийского корпуса Шварценберга.
В это время происходила смена войск Шварценберга корпусом Ренье.
Опасаясь оставить в своем тылу таких ненадежных союзников, как австрийцы, Наполеон приказал Шварценбергу идти на соединение с главной армией, а вместо него для действий против нашей 3-й армии послал прусский корпус Ренье.
Вследствие этого Ренье двигался из Слонима к Пинску, выслав к Кобрину 4-тысячный отряд Клингеля.
Шварценберг в это время уже двигался на соединение с армией Наполеона.
15 июля Тормасов атаковал отряд Клингеля и совершенно уничтожил его; одними пленными было взято: сам генерал Клингель, 76 офицеров, 2382 нижних чина и отбито 4 знамени и 8 орудий.
Узнав о бедственной участи отряда Клингеля, Ренье повернул назад к Слониму, туда же поспешил со своим корпусом и Шварценберг, и у них составилось до 40 тысяч войск.
Тормасов сосредоточил свои войска у Городечны. Весь день 30 июля, с раннего утра до 10 часов вечера, войска Тормасова выдерживали атаки корпуса Ренье и части Шварценберга, на другой день к Ренье должны были подойти остальные силы Шварценберга.
Русским рискованно было оставаться на занятой позиции – превосходные в числе австрийцы могли нас обойти и окружить.
Руководствуясь этим соображением, Тормасов ночью отступил.
Отойдя к Луцку, он прикрылся р. Стырью и решил ждать подхода Дунайской армии.
В армии Тормасова доблестно действовали Донские казачьи полки: Платова 5, Барабанщикова 2, Власова 2, Дячкина.
Хотя наступление Тормасова и не имело блестящего успеха, но оно было полезно тем, что оттянуло корпус Шварценберга, шедший уже на присоединение к главным силам Наполеона, и тем ослабило его армию.
У Мозыря был расположен наш отряд под начальством генерала Эртеля. В состав его входило несколько Донских полков.
И здесь, как везде, донцы действовали доблестно, приносили неоценимую пользу Отечеству – уничтожая, ослабляя врага, подготовляя общую победу, создавали славу своему войску.
15 июля следовавший из Мозыря в крепость Бобруйск с сотней Донского казачьего Исаева 2 полка есаул Матушкин встретился у деревни Глебовой-Рудни с неприятельским эскадроном, производившим фуражировку.
Есаул Матушкин молодецкой атакой разбил эскадрон и обратил его в бегство, захватил 4 пленных и, сверх того, отбил обоз Московского и Сибирского гренадерских полков в 26 повозок, захваченный незадолго перед тем неприятелем. После этого боя партия донцов в 30 человек, высланная есаулом Матушкиным на разведку, встретила у сел. Брожи этот разбитый эскадрон, атаковала его и рассеяла окончательно, захватив 7 человек и 11 лошадей.
На другой день есаул Матушкин освободил из плена пристава и 20 инвалидов, захватив почти весь сопровождавший их конвой – только 2 человека спаслись бегством.
В середине июля Дунайская армия под начальством адмирала Чичагова выступила из Бухареста на соединение с 3-й западной армией.
В составе этой армии были Донские казачьи полки: Грекова 4, Пантелеева 2, Грекова 8, Астахова 5, Мельникова 5, Мелентьева 3, Луковкина, Киреева, Турчанинова.
Генерал-майор Греков С.Е. Худ. Е. Копылов
Выехав из Дриссы, при отступлении из нее армии, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР 9 июля прибыл в Смоленск.
В Смоленске АЛЕКСАНДРА I встретили с восторгом.
Иначе и быть не могло там, где коренная православная Русь приветствовала своего ЦАРЯ.
Дворянство просило ИМПЕРАТОРА дозволить вооружить на свои средства до 20 тыс. ополченцев для обороны Смоленской губернии и подкрепления армии.