Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Юрген Кучински
Неудача ОСС во внедрении агентуры в рейх в некоторой степени компенсировалась успехами в области специальных акций. Лондонской резидентуре Бюро стратегических служб удалось расширить масштаб своего участия в них и включиться в описанные далее широкомасштабные операции “Сассекс” (в сотрудничестве с МИ-6) и “Джедбург” (в сотрудничестве с СОЕ). Кроме того, американцы вступили в прямые контакты с руководителями разведывательных служб эмигрантских правительств Польши, Чехословакии, Голландии, Бельгии и Норвегии. Контакты с БСРА весьма затруднялись упорным отказом США признать де Голля и его комитет правительством в изгнании, а также широко известным почти враждебным отношением Вашингтона к генералу. Сложные взаимоотношения ОСС с французскими спецслужбами описываются в соответствующей главе.
Весьма продуктивным и глубоким было сотрудничество британских спецслужб с ОСС в сфере внешней контрразведки. Его общая организация описывается в главе о Соединенных Штатах, здесь же следует упомянуть, что в Лондоне находился главный центр взаимодействия контрразведки ОСС (“Икс-2”) с МИ-5 и особенно V секцией МИ-6. Отсюда же действовала и система Особой контрразведки, призванная обеспечивать безопасность особых источников при рассылке контрразведывательной информации в целях обеспечения полевой безопасности.
Структура “Икс-2”/Лондон первоначально была организована по региональному принципу: — Западноевропейская секция:
— Французское подразделение (включая Бельгию и Голландию);
— Германское подразделение;
— Швейцарское подразделение;
— Иберийская секция:
— Испанское подразделение;
— Португальское подразделение;
— Итальянское подразделение;
— Североафриканское подразделение (с 1943 года);
— Скандинавская секция;
— Средневосточная секция (с начала 1944 года);
— Секция отчетов (с мая 1944 года).
Этот аппарат совместно с англичанами активно готовился к контрразведывательному обеспечению вторжения в Европу. МИ-6 и “Икс-2”/Лондон сводили воедино на одном листе стандартного формата краткие данные на каждого известного им агента спецслужб противника и на каждого подозреваемого в сотрудничестве с ними. Принятая система сокращений и условных обозначений позволяла вместить в небольшой по объему документ значительный объем информации и облегчала ее восприятие. Там же располагались перекрестные ссылки на другие аналогичные карточки. По мере сбора дополнительной информации они дополнялись приложениями на отдельных листах, а при накоплении большого объема приложений пересоставлялись и перепечатывались заново. Учет велся раздельно по различным категориям, и для удобства пользования справочными материалами карточки на сотрудников абвера и СД, а также на связанных с этими организациями лиц печатались на розовой бумаге, на коллаборационистов — на темно-желтой, на всех остальных — на белой.
В апреле 1944 года в Великобритании состоялись максимально приближенные к реальности трехдневные учения полевой контрразведки США в содружестве с СИ и СО. В их ходе выявились слабые места в организации связи и взаимодействия оперативных органов и были установлены необходимые стандартные процедуры. Исправление обнаруженных упущений закончилось в мае, после чего союзники организовали неофициальный “Военный кабинет” контрразведки — совместное делопроизводство британских и американских спецслужб по Западной Европе. Его сотрудники вели карты с отметками в местах выявления германских агентов и разведывательных центров, включая коллаборационистские спецслужбы. Таким образом создавалась и пополнялась база данных для полевых разведывательных и контрразведывательных органов. “Военный кабинет” не руководил агентами, хотя получал отчеты и сводки о результатах их деятельности, и не занимался германскими спецслужбами вне зоны деятельности штаба, в частности, в Австрии. В нем проходили инструктаж специалисты по допросам военнопленных, там же накапливалась и затем распространялась информация о технике и тактике германских диверсантов. Доминирующую роль в кабинете играло ОСС, поскольку оно было более заинтересовано в организации совместных операций СО, СИ и “Икс-2” в части руководства агентами, обмена информацией и допросов некоторых категорий лиц. В подчинении начальника штаба союзного верховного главнокомандующего предусматривалось создать Секцию оценок и рассылки (ЕДС) с задачами сопоставления, анализа, печатания и рассылки материалов по полуоткрытым контрразведывательным данным (коллаборационисты, полиция, политические организации и прочее), а также выпуск секретных справочников для “Икс-2” и МИ-6 и карточек на розовых листах. Кроме англичан, “Икс-2”/Лондон поддерживала внешние связи в первую очередь с органами эмигрантских правительств, в первую очередь Норвегии, Нидерландов, Бельгии, Польши, Чехословакии и Югославии, а позднее — и “Свободной Франции”. В результате проведенной в марте 1945 года очередной реорганизации объединенный “Военный кабинет” контрразведки Верховного штаба союзнических экспедиционных сил расширился и перешел в подчинение его Контрразведывательного сектора (КИБ). При этом он приобрел новые функции, а уровень его секретности был несколько понижен. К работе “Военного кабинета” допустили спецслужбы “Свободной Франции”, хотя и без особенного удовольствия, а лишь потому, что их представители были прикомандированы к СХАЕФ.
Иной была реорганизация полевых и штабных контрразведывательных органов. Вместо территориального принципа их построения был применен объектовый — по различным германским разведывательным и контрразведывательным службам. Подразделения “Икс-2” и МИ-6 получили допуск к двойниковым операциям и полную возможность работать с картотеками британской контрразведки. Одновременно из сферы ответственности “Военного кабинета” была изъята работа с розовыми карточками, порученная теперь женскому персоналу картотеки. Вскоре специализация органов внешней контрразведки углубилась, и их сотрудники теперь занимались