litbaza книги онлайнВоенныеНегласные войны. История специальных служб 1919-1945. Книга вторая. Война. Том первый - Игорь Иосифович Ландер

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 281 282 283 284 285 286 287 288 289 ... 363
Перейти на страницу:
приятно удивлена одновременным закрытием сразу трех розыскных дел.

Через Преетца контрразведка вышла на “итальянский след”. Некоторые из проживавших в Ирландии граждан Италии помогали немецкому агенту, в связи с чем сотрудники “Гарды” провели обыски у Санте Стаффичери и Антонио Форте, а также допросили Жерардо-Велла. Итальянский посол в Дублине Винченцо Бернардиса пожаловавшегося на произвол полиции, но его протест остался без последствий. Итальянцы вообще находились под постоянным наблюдением, а трое из них в ходе войны вызвали особые подозрения. Альберт Аркари, бывший казначей ячейки итальянской фашистской партии в Лидсе, в сентябре 1939 года перебрался в Ирландию и таким образом смог избежать интернирования. В январе 1943 года он получил по почте из Британии экземпляр газеты “Дейли Мейл” с вложенной в него запиской, в которой неизвестный отправитель выяснял у Аркари, заплатит ли “Фриц” за передатчик. Итальянец находился в параллельной разработке “Гарды” и G2, поэтому наружное наблюдение за ним было весьма плотным, а перлюстрация корреспонденции — сплошной. Подозрительная записка сразу же попала к контрразведчикам, но на допросе Аркари отговорился тем, что не имеет понятия ни о передатчике, ни о “Фрице”, ни о личности отправителя. Дальнейшая разработка итальянца оказалась безрезультатной, однако он допустил ошибку, не зарегистрировавшись в качестве иностранца, и дал полиции основания для своей депортации. Вместе с Аркари такой же процедуре подверглись его племянник Эрнесто Яко-нелли и другой член бывшей фашистской ячейки в Аидсе Антонио Стачано.

Перечисленные мелкие агенты и курьеры не играли серьезную роль в организации нелегальной деятельности германской разведки в Ирландии. Иначе обстояло дело с Германом Герцем, после выхода из британской тюрьмы вернувшимся в Германию и в январе 1940 года все же зачисленным в абвер. Первоначально он проходил службу в 800-м отдельном учебном строительном батальоне (батальон особого назначения “Бранденбург”) и бомбардировал командование предложениями забросить его в Великобританию. Инициативы столь активного сотрудника вызывали немалое раздражение, однако игнорировать их было бы просто неразумно. Вскоре Герца отозвали из “Бранденбурга”, прикомандировали к Абт-П и начали готовить к заброске в Ирландию. Это решение являлось, мягко говоря, не вполне оправданным, учитывая широкую огласку его поимки и осуждения в 1935 году, когда газеты пестрели фотографиями шпиона и описанием его внешности. Тем не менее, в абвере все же решились направить его на работу с нелегальных позиций. Во избежание предъявления обвинений в нарушении законов войны, Герцу выдали солдатскую книжку люфтваффе на имя лейтенанта резерва Хайнца Крузе, которую он по рассеянности разборчиво подписал: “доктор Герман Крузе”. Никто из руководителей агента не заметил этого. Десантироваться Герц (“Глика”) должен был в шинели люфтваффе, то есть в военной униформе, что случае поимки позволяло ему претендовать на статус военнопленного. Следует подчеркнуть, что сам он никогда не именовал себя агентом, а постоянно настаивал на титуле “представителя главного командования вермахта”. Это совершенно не соответствовало действительности, но, с одной стороны, тешило его самолюбие, а с другой — повышало его статус в глазах представителей Ирландской республиканской армии. Целями операции “Майнау”, как именовалась заброска Герца, являлись: установление безопасной линии связи между Ирландией и рейхом, изучение взаимоотношений ИРА с правительством, побуждение ее к диверсиям против британских объектов в Ольстере и сбор важной информации военного характера. Ни Канарис, ни Пикенброк, ни Аахузен не надеялись на получение существенных результатов, но в данный момент это было лучшее, на что они могли рассчитывать на ирландском направлении. 5 мая 1940 года Герц приземлился с парашютом в стране назначения.

Первоначально он поместился в доме Стивена Кэррола Хельда, сына поселившегося в Дублине в 1880 году немецкого торговца стальными листами и ирландки. Герц был знаком с ним еще по Германии, куда тот прибыл в апреле 1940 года по просьбе Хейеса и О’Донована в качестве офицера связи ИРА с абвером. Первоначально контакт Хельда с германскими разведчиками был заморожен. Он сильно нервничал, не предъявил оговоренный вещественный пароль в виде половины фунтовой банкноты и вызвал подозрение самой своей фамилией, случайно совпавшей с псевдонимом направившего его в Германию О’Донована, а потому звучавшей весьма подозрительно. Кроме того, Хельд привез с собой крайне авантюристичный и очень походивший на провокацию план захвата Северной Ирландии совместным ударом вермахта и ИРА. Он утверждал, что представляемая им организация может выставить до 50 тысяч бойцов, к чему скептически отнеслись даже немцы, всегда завышавшие численность и боеспособность своих потенциальных союзников. Вскоре руководство АСТ-Гамбург, первоначально полагавшее Хельда британской подставой и отказавшееся сотрудничать с ним, убедилось в ошибочности своих подозрений и направило его в центральный аппарат в Берлин, незаметно показав Герцу в качестве возможной связи в Ирландии. В германской столице Хельд пробыл три дня, после чего отбыл на родину через Бельгию. На границе с эмиссаром ИРА, стремившимся скрыть от властей Ирландии факт своего визита в Германию, произошел досадный инцидент. Никем не предупрежденный офицер пограничной полиции в соответствии с правилами поставил в его паспорте отметку о выезде из страны, чем поверг ирландца в панику. Однако штамп смыли лосьоном, и недоразумение было исчерпано.

Долго прожить Герцу в доме Хельда не пришлось. Вечером 22 мая 1940 года разведчик увидел стоявшую у дома автомашину и счел за благо исчезнуть. Он поступил абсолютно верно. Контрразведчики из полиции “Гарда” действительно обыскали дом и обнаружили в нем массу доказательств пребывания в стране иностранного агента: мундир люфтваффе, парашют, передатчик “Афу”, дневниковые записи Герца и 19 зашифрованных телеграмм, в течение долгого времени не поддававшихся прочтению. Герц избежал ареста, чего нельзя сказать о Хельде, уже на следующий день приговоренном к пятилетнему содержанию под стражей.

Германский разведчик сохранил свободу и все деньги, с которыми никогда не расставался, но остался без радиопередатчика и дома-убежища. Его единственная связь с ИРА оказалась оборванной. Герц отправился к супругам Фрэнсису и Айзоулт Стюарт, но к моменту его появления их дом был тоже пуст. Писателя и его жену арестовали 25 мая, и немцу пришлось в течение некоторого времени скрываться в близлежащих зарослях. Он не делал особый секрет из своей национальной принадлежности и вскоре обзавелся рядом контактов из числа антианглийски настроенных местных женщин. Они поочередно предоставляли Герцу убежище в своих домах, а их дети носили ему еду.

В описываемый период операция по вторжению вермахта в Великобританию “Зе-елеве” еще не перешла в разряд отложенных или дезинформационных, а рассматривалась в качестве ближайшей перспективы развития войны. По указанной причине ОКБ было крайне заинтересовано в ирландском плацдарме, а аналитики подсчитывали, какое количество продовольствия рейх сможет вывозить из страны после ее оккупации. Строго говоря, в Берлине надеялись, что высадка в

1 ... 281 282 283 284 285 286 287 288 289 ... 363
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?