Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Немцы пытались использовать в своих целях и агентуру совершенно иного рода, а именно высокопоставленных офицеров ИРА. Наибольшие надежды в Берлине возлагались на активно сотрудничавшего одновременно с МИД и абвером Фрэнка Райана. Он воевал в Испании, где в ходе гражданской войны исполнял обязанности командира одной из интербригад, был захвачен в плен итальянскими войсками и помещен в тюрьму в Бургосе. Ирландца приговорили к смертной казни, однако по негласной просьбе немцев оставили в живых, а в июле 1940 года имитировали его побег. В сопровождении сотрудника КО-Испания Вольфганга Блаума Райана доставили в Пиренеи, переправили на французскую территорию и передали зондерфюреру Курту Халлеру. В заключении ирландец почти оглох и нуждался в серьезном лечении, поэтому германская разведка поместила его на первоклассном курорте в Биаррице. Затем перспективного агента перевели в Париж, где поселили в отеле класса люкс, а потом — в Берлин, к находившемуся там бывшему начальнику штаба ИРА Шону Расселу. Следует отметить, что, несмотря на слабость ирландской разведки в Европе, зафиксировать указанные перемещения Райана она сумела.
К этому времени Рассел уже прошел интенсивный курс обучения современной диверсионной технике, в частности, в мае 1940 года в полку “Бранденбург”. Он намеревался заняться вербовкой добровольцев из числа военнопленных британцев ирландского происхождения, которых планировал на подводных лодках кригсмарине забрасывать в Ирландию. В абвере не верили в возможность развертывания такого массового партизанского движения и рассчитывали скорее на возможности Рассела по приобретению сторонников внутри страны. Начальник Абт-П Лахузен уже согласовал с флотом примерные сроки выделения подводной лодки для заброски в страну бывшего начальника штаба ИРА с двумя передатчиками и определенной суммой денег. Однако операция откладывалась со дня на день, вначале из-за неблагоприятных погодных условий, а затем из-за наступления во Франции. Тем временем в июле в Берлин прибыл Райан, и приблизительно тогда же в абвер поступила информация о провале операции “Хюммель”. В результате Канарис одобрил план операции “Таубе” с участием Шона Рассела (“Ричард 1”) и Фрэнка Райана (“Ричард 2”) без конкретизации целей и задач. Начальник абвера предложил им показать, на что они способны, после чего можно будет вести речь и о более широкой поддержке ИРА. 8 августа 1940 года оба ирландца вышли из Вильгельмсхафена на подводной лодке U-65, но достичь берегов своей страны им не пришлось. Почти сразу же после выхода в рейс Рассел тяжело заболел, а отсутствие на лодке квалифицированного врача, обязанности которого выполнял бывший студент-медик, не позволило ему получить своевременную помощь. После, нескольких дней сильных мучений из-за жестоких болей в животе бывший начальник штаба ИРА умер и 14 августа был похоронен в море. После этого продолжение операции “Таубе” стало бессмысленным. Умиравший Рассел не сообщил Райану пароли и процедуру связи, заведомо исключив для напарника любую возможность работы на передатчике. Райан потребовал вернуть его обратно, что и было сделано через две недели, после окончания патрулирования. Известно, что немцы провели тщательное расследование произошедшего, однако в 1945 году его материалы оказались уничтоженными при одной из бомбардировок Берлина.
Судьба Рассела стала известна лишь значительно позднее, а пока ирландская разведка полагала его не просто живым, но и активно действующим. Из отчетов G2 видно, что на протяжении 1940–1941 годов спецслужба не имела ни малейшего понятия о его местонахождении. В частности, в январе 1940 Рассела якобы видели на богослужении в церкви Святого Иоанна в Килкенни, в феврале и апреле полагали, хотя и без уверенности, что он находится в Германии, в мае сообщили о его высадке на западном побережье Ирландии, в августе — о высадке с парашютом в графстве Килдэйр, в сентябре он якобы пересек пролив и из Англии прибыл в Белфаст, в ноябре — якобы проживал в 11 милях от Дублина, а в марте 1941 года его “видели” в поезде в окрестностях столицы. После этого сообщения о местонахождении Рассела более не поступали.
Дальнейшая судьба Райана сложилась иначе. В ноябре 1940 года абвер спланировал операцию “Вале” с повторной заброской его в Ирландию на гидросамолете, который должен был приводниться на Ирландском озере. Ее инициаторами, однако, были не разведчики, а дипломаты. Специальный советник МИД доктор Эдмунд Веезенмайер, курировавший ирландское направление деятельности германских спецслужб, считал Ирландию не столько нейтральным государством, сколько фактической союзницей рейха. Он постоянно настаивал на укреплении связей с ИРА и необходимости создания в стране агентурных сетей для связи с ней. Однако в мае 1941 года операция “Вале” была отменена, вместо нее запланировали заброску Райана с деньгами и радиопередатчиком на западный берег Ирландии, опять-таки гидросамолетом (операция “Зееадлер”). По ряду причин ее также вначале отложили, а затем и вовсе отменили.
Эдмунд Веезенмайер
Фрэнк Райан
Шон Рассел
Тем временем из-за растущих потерь агентуры абвер постепенно терял монопольные позиции в Ирландии. 21 июня на высшем уровне доктору Веезенмайеру было предоставлено право утверждения или запрета всех проводимых там операций. Действия разведки отныне предполагалось совершать исключительно с оглядкой на возможные политические последствия. Специальный советник МИД более тяготел к СД-аусланд, однако пока позиции абвера были еще достаточно прочны и позволяли военным не допустить на свое направление конкурентов. Веезенмайер одобрил очередной план операции с участием Фрэнка Райана, Хельмута Клиссмана и Бруно Ричера, в задачи которых входило:
— установление контакта с ИРА, включая финансирование, и активизация ее диверсионных действий в Англии;
— налаживание регулярной радиосвязи между ИРА и абвером;
— сбор и передача военной разведывательной информации, в том числе метеосводок;
— подготовка подпольных групп сопротивления на случай британской оккупации Ирландии.
В сентябре 1941 года этот масштабный план доложили Гитлеру, порекомендовавшему отложить его реализацию на более поздний срок. В итоге он так никогда и не был выполнен. Однако Шелленберг при поддержке Веезенмайера не оставлял попытки вклиниться в ирландское направление. В 1942 году аналитики СД и МИД ожидали высадку в Ольстере американских войск, которая должна была стать прологом к оккупации Соединенными Штатами всего острова. В этой обстановке Шелленберг и Веезенмайер совместно разработали план формирования при участии Райана парашютно-десантной группы СС специального назначения для высадки в Ирландии с целью оказания содействия ее армии и отрядам