litbaza книги онлайнВоенныеНегласные войны. История специальных служб 1919–1945. Книга первая. Условный мир - Игорь Иосифович Ландер

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 304 305 306 307 308 309 310 311 312 ... 339
Перейти на страницу:
делать на постепенное и осторожное втягивание США в войну на стороне Великобритании. Сам Стивенсон отнюдь не был уверен в своем желании принять это назначение, однако все его сомнения рассеялись якобы после того, как сам Уинстон Черчилль лично заявил ему: “Ваш долг — быть там, Вы должны ехать”[436]. Последнее утверждение также, как это ни прискорбно, вымышлено, поскольку премьер-министр не напутствовал его ни этими словами, ни какими-либо иными, ибо вообще не давал ему аудиенцию.

“Тихий канадец” прилетел в Нью-Йорк накануне полного разгрома Франции. Его первой задачей являлось доведение до конца дела, уже начатого Черчиллем в переписке с Рузвельтом — получения 40 или 50 жизненно необходимых для защиты морских конвоев эсминцев в обмен на сдачу в долгосрочную аренду американцам военно-морских баз в Карибском море, на Бермудских островах и полуострове Ньюфаундленд. Для этой сделки Рузвельту требовалось согласие конгресса, а тот явно не одобрил бы ее из-за нарушения действовавшего с 1937 года федерального закона о нейтралитете, согласно которому Соединенные Штаты добровольно отказывались от многих общепринятых прав нейтрального государства. Этот нормативный акт устанавливал единый принцип продажи товаров всем воюющим сторонам, сформулированный как “cash and carry” (“плати и вези”), что означало предоплату и вывоз грузов судами под флагом страны покупателя. До ноября 1939 года указанный закон запрещал также продавать им любые предметы вооружения, военного снаряжения и оборудования, однако конгресс отменил этот параграф, лишавший производителей оружия привлекательной возможности зарабатывать на чужих войнах.

Великобритания получила требовавшиеся ей эсминцы. В значительной степени это явилось результатом проделанной Стивенсоном значительной подготовительной работы, но его миссия изначально облегчалась тем, что и сам президент искал способ ее осуществления. К поиску обходных путей подключились военный министр Генри Стимсон, морской министр Фрэнк Нокс и будущий руководитель американской разведывательной службы Уильям Джозеф Донован, по прозвищу “Дикий Билл”, которому Британия во многом обязана широкомасштабной военной помощью со стороны якобы нейтральных до 1941 года Соединенных Штатов. Покопавшись в законодательстве, они обнаружили, что стоящие на приколе устаревшие эскадренные миноносцы проданы не могут быть ни в коем случае. Зато они могут быть переданы и исключительно на безвозмездной основе, если президент представит доказательство, что подобная передача укрепит безопасность страны. Такой путь позволял обойти требование получения санкции конгресса и законно оформить сделку исполнительным указом Рузвельта, что и было сделано. Свою первую задачу в США Стивенсон решил успешно. Точно так же попали к англичанам и другие виды военного снаряжения, например, сто бомбардировщиков, миллион винтовок и совершенно секретные бомбардировочные прицелы “Норден”, передачу которых правительство долго не разрешало из опасения возможности попадания их в руки немцев со сбитых британских бомбардировщиков. Однако Стивенсон сумел доказать, что германские агенты успели похитить технологию их изготовления, и секрета для Германии этот прицел уже не представляет. Позднее на пути оказания военной помощи вообще перестали попадаться подводные камни американского законодательства, поскольку принятый в марте 1941 года закон о “ленд-лизе” окончательно развязал президенту руки. Теперь глава исполнительной власти уже вполне официально имел право “продавать, передавать, обменивать, давать взаймы, сдавать в аренду и иным путем распоряжаться военными материалами, необходимыми для правительства любой страны, оборону которой президент считает жизненно важной в интересах обороны Соединенных Штатов”[437].

Вторая тактическая задача британцев была жизненно важной и сама по себе, однако в действительности являлась составной частью стратегической линии Лондона по постепенному втягиванию США в войну. Необходимо было добиться участия американских боевых кораблей в конвоировании британских транспортов с грузами. Успешному выполнению поставленной задачи весьма способствовало непродуманное эмоциональное решение Гитлера. После получения сведений о передаче американских эскадренных миноносцев англичанам он отменил последние ограничения на ведение подводной войны и при некоторых условиях разрешил своим подводникам атаковать также и суда под флагом США. Естественно было ожидать, что на этой почве рано или поздно возникнут инциденты, и они не замедлили последовать. Потопление немцами в мае 1941 года египетского парохода “Замзай” со 150 американцами на борту не было напрямую связано с новой военно-морской политикой США, однако уничтожение американского судна “Робин Мур”, команду которого германские подводники даже и не подумали спасать, уже явилось ее непосредственным следствием. Ситуация неотвратимо вела к боевым столкновениям между кораблями, казалось бы, не враждовавших друг с другом Соединенных Штатов и Германии, и 4 сентября 1941 года произошло первое из них. Эсминец “Грир” установил эхолокационный контакт с немецкой подводной лодкой, та в ответ выпустила торпеду, а корабль в свою очередь атаковал ее глубинными бомбами. Все атаки остались безрезультатными. Первая жертва была понесена 31 октября, когда подводная лодка кригсмарине в 600 милях к западу от Ирландии потопила сопровождавший конвой НХ-156 американский эсминец “Рубен Джеймс”. Необъявленная война США против Германии в Атлантике разгоралась.

Еще до всех этих драматических событий в январе 1941 года государственный департамент принял решение зарегистрировать в качестве действующего на территории Соединенных Штатов иностранного агентства “Британскую миссию по координации безопасности” (БСК). В тексте документа указывалось: “С целью координации и связи между различными британскими миссиями и правительственными органами Соединенных Штатов Америки по всем вопросам безопасности, возникающим в настоящей ненормальной обстановке, организовывается Британская миссия по координации безопасности, работающая под контролем директора по координации безопасности, действующего с помощью находящегося при нем аппарата”[438]. Этим директором, естественно, являлся Стивенсон, а нейтральное название для новой службы придумал сам Гувер. Он же распорядился передать в пользование англичан один из собственных защищенных каналов коротковолновой радиосвязи. Задачи БСК далеко не ограничивались координацией безопасности. Она изначально планировалась как полноценная региональная резидентура, своего рода совместный филиал МИ-6, МИ-5 и СОЕ в Западном полушарии, с задачами вскрытая деятельности противника, мобилизации общественного мнения США в пользу Британии, организации мер безопасности против угрозы диверсий на британских судах и других объектах, а также для руководства мексиканской и латиноамериканскими резидентурами разведки. Следует отметать, что “станция” СИС существовала в Нью-Йорке с 1921 года, ее поочередно возглавляли Морис Джефе, Генри Мэйн, Джордж Тэйлор и Джеймс Пэджет. Основной задачей резидентуры являлось не проведение операций, а поддержание контактов с ФБР, поскольку Гувер крайне негативно относился к действиям на территории США любых, в том числе и самых дружественных разведывательных служб.

На первых порах деятельность БСК протекала под традиционным прикрытием бюро паспортного контроля, но позже, по мере разрастания аппарата, ее основные службы перебрались на 35-й и 36-й этажи “Рокфеллеровского центра” в Нью-Йорке. Штат своей штаб-квартиры Стивенсон в основном набирал не из числа профессионалов разведки. Он делал ставку на людей с широкими связями в деловых и политических кругах, а также

1 ... 304 305 306 307 308 309 310 311 312 ... 339
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?