Шрифт:
Интервал:
Закладка:
— 5-й отдел (военные заказы по текстильной, легкой, пищевой, мясомолочной и бумажной промышленности):
— 1-е отделение — текстильная, резиновая и легкая промышленность;
— 2-е отделение — пищевая, рыбная и мясомолочная промышленность;
— 3-е отделение — лесная и бумажная промышленность;
— 6-й отдел:
— 1-е отделение — центральный аппарат Наркомзема СССР, РСФСР и периферийный аппарат ЭКО;
— 2-е отделение — центральный аппарат Наркомсовхозов СССР, РСФСР и руководство периферией;
— 3-е отделение — центральный аппарат Наркомзага, Управление госрезервов;
— 4-е отделение — обслуживание ВАСХНИЛ;
— Информационное отделение;
— Следственная часть.
Транспортное и Экономическое управления НКВД СССР являлись оперативными и представляли собой необходимые элементы обеспечения безопасности государства в период войны. Их работа обеспечивала защиту объектов от проникновения агентуры противника и противодиверсионное обеспечение, основным элементом которой, помимо технических мероприятий, был тщательный контроль за кадрами. Особенная сложность этого в военное время понятна, поскольку место большинства мобилизованных рабочих и служащих заняли зачастую случайные люди. Это существенно повышало риск инфильтрации агентуры противника, поэтому на особо важных предприятиях кадровая работа была взята под особый контроль. Там были введены должности помощников директоров по найму и увольнению, укомплектованные главным образом офицерами госбезопасности. Они вели работу с агентурно-осведомительным аппаратом на предприятии и по существу являлись там полномочными представителями контрразведки.
Несмотря на значительные достижения в области контрразведки, к концу 1942 года она все еще оставалась по сути оборонительной, более полагавшейся на заградительные мероприятия, а также на плотную сеть агентов и осведомителей в частях армии и флота и на иных объектах. Принципиально изменить такое положение можно было только с помощью наступательной оперативной стратегии и тактики, в первую очередь путем агентурного проникновения в разведывательные органы противника. Одним из основных методов для достижения этой цели являлись радиоигры — агентурно-оперативные мероприятия, заключавшиеся в установлении связи с противником от имени захваченных и перевербованных агентов-нелегалов и агентов-радистов для вскрытия его планов и намерений, перехвата каналов инфильтрации агентов, продвижения дезинформации и выполнения других задач. “Сущность радиоигр заключалась в использовании вражеских агентов с радиостанциями для дезинформации разведорганов и военного командования противника и проведения различных контрразведывательных мероприятий. В частности, радиоигры позволяли органам госбезопасности осуществлять агентурные комбинации по перехвату каналов связи разведывательных органов противника, выявление и ликвидацию их агентов, действовавших на советской территории, на внедрение органов госбезопасности в фашистские разведывательные органы и школы. С помощью радиоигр вскрывались планы противника, распознавались методы его работы и пресекалась подрывная деятельность вражеских агентов”[353]. Радиоигры первоначально задумывались исключительно в контрразведывательных целях, и фактически большинство их этим и ограничивалось. Однако в ряде случаев с их помощью удавалось вскрыть намерения германского командования, становившиеся понятными из направленности заданий перехватываемых агентов, их плотности на тех или иных направлениях и даже из дезинформации, с помощью которой абвер или СД пытались скрыть истинную обстановку. В случае ее разоблачения аналитики могли сделать вывод о том, какие именно действия она маскирует, что являлось существенным элементом уже не контрразведки, а разведки. Некоторые особенно масштабные радиоигры позволили продвинуться еще дальше и осуществить дезинформацию противника на тактическом и оперативном уровнях. За годы войны были проведены сотни подобных оперативных мероприятий длительностью от нескольких дней до нескольких лет. В их проведении участвовали и внедренные агенты, однако основная роль отводилась расшифрованным и перевербованным агентам противника. Опыт их использования накопился лишь с течением времени, и в конечном итоге была выработана единая методика работы с двойниками. Агенты перевербовывались только при соблюдении пяти обязательных условий, в противном случае после допроса они передавались военным трибуналам для вынесения приговора:
1. Явка с повинной должна быть действительно добровольной, а не вынужденной или запланированной по легенде.
2. Агент дал подробные показания о себе и о других агентах.
3. Показания агента не вызвали сомнений.
4. При допросах других агентов не выявилась его изменническая деятельность в лагерях, разведшколе или на оккупированной территории.
5. Агент переброшен через фронт не ранее, чем за 2–3 месяца до явки с повинной и имеет хорошую зрительную память.
Список радиоигр крайне обширен. Следует перечислить наиболее удачные или характерные из них: “Антенна”, “Арийцы”, “Бандура”, “Басмачи”, “Березино”, “Борисов”, “Братья”, “Бумеранг”, “Бурса”, “Вальд”, “Вега”, “Двина”, “Дезертиры”, “Десант”, “Десант-2”, “Диверсанты”, “Друзья”, “Дуэт”, “Загадка”, “Запоздалые”, “Звено, ” “Знакомые”, “Казбек”, “Карелия”, “Кафедра”, “Ключ”, “Кобра”, “Коммерсанты”, “Контролеры”, “Корни, “Костры”, “Курьеры”, “Кустарник”, “Лабиринт”, “Легионеры”, “Ленинградский дуэт”, “Лесники”, “Львов”, “Монастырь”, “Находка”, “Небесные пришельцы”, “Одесса”, “Опыт”, “Организаторы”, “Патриоты”, “Пешеходы”, “Пограничники”, “Подголосок”, “Подрывники”, “Послушники”, “Предатели”, “Приятели”, “Пpoбa”, “Развод”, “Разгром”, “Ревизор”, “Салават”, “Связисты”, “Семен”, “Странники”, “Тайник”, “Танкист”, “Трезуб”, “Тростники”, “Туристы”, “Уголовники”, “Узел”, “Филиал”, “Финал”, “Фисгармония”, “Цепь”, “Шапка-невидимка”, “Школа”, “Штурм”, “Явка”, “Янус”, “Ярость”, “Ястреб” и многие другие. В некоторые периоды одновременно проводилось до 70 радиоигр.
Далеко не все они заканчивались благополучно. Хотя в целом система радиоигр оказалась весьма успешной и позволила перевести контрразведку из оборонительной в наступательную, некоторые из них не состоялись, поскольку противник разгадал их замысел. Другие проходили, на первый взгляд, в соответствии с планом, однако фактически оказывались встречной контригрой абвера или СД, в результате которой поставлялась дезинформация, или двойники гибли после обратной заброски. Бывали и случаи измены, казалось бы, благополучно перевербованных агентов противника. Своеобразный итог радиоиграм периода Великой Отечественной войны подводит докладная записка от 13 октября 1945 года наркома госбезопасности В. Н. Меркулова и его заместителей Б. 3. Кобулова и В. В. Чернышова на имя Л. П. Берия: “В результате радиоигр с германскими разведывательными органами, проводившимися НКГБ вплоть до окончания войны с Германией, на территорию Советского Союза были заброшены и нами арестованы:
1. 17 агентов-парашютистов, обучавшихся в немецких разведывательных школах и заброшенных в тыл Красной Армии для подрывной работы.
2. 10 немцев-сотрудников особой разведывательной команды “Юго-Восток”, заброшенных германской разведкой на территорию Калмыкии в составе 2-х авиадесантов для диверсионно-разведывательной и повстанческой работы.
3. 7 изменников родины — шпионов (не парашютистов), переброшенных в тыл Красной Армии и по заданию германской разведки проводивших активную вражескую работу.
Из общего количества 34 арестованных: немцев — 20 человек, русских — 10, поляков — 2, литовцев — 2 и армянин — 1[354].
Следствие в отношении этих арестованных НКГБ СССР окончено. Учитывая тяжесть совершенных ими преступлений против СССР, а также в целях сохранения секретности проводившихся нами радиоигр с немцами, считаем целесообразным рассмотреть эти дела на Особом Совещании с применением к обвиняемым высшей меры наказания.
Предлагаемая мера наказания согласована с зам. Прокурора Союза ССР генерал-лейтенантом юстиции тов. Вавиловым”[355].
Все перечисленные контрразведывательные мероприятия постепенно начинали давать устойчивые результаты, несмотря на переход противника от массовой заброски наспех подготовленных людей к организации более серьезного