Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Мао Цзэдун также разъяснил, что сейчас нет необходимости в советском участии в корейских делах. У Китая с Советским Союзом существует Договор о дружбе и взаимопомощи, между КНР и СССР существуют самые близкие и искренние отношения. Если США нападут на Китай, то Советский Союз будет верен своим договорным обязательствам»[137].
30 октября совпосол Штыков доложил Сталину о выводе северокорейских войск в Китай:
«…Наши корейские друзья в соответствии с имевшимся ранее советом и по договоренности с китайцами выводят в Маньчжурию для формирования и обучения девять пехотных дивизий.
К 30.10.50 г. переправлены через Корейско-Китайскую границу и идут в районы расположения:
1. В район Гванку три пехотных дивизии — 69, 68, 67 численностью по 10 тысяч человек и 5 тысяч человек для специальных частей. Всего в этом районе 35 тысяч человек.
2. В район Хайлун 32, 37, 75 дивизии по 10 тысяч человек. Направлено в этот район 29 тысяч человек. Дополнительно направлено 6 тысяч человек из Канге, в том числе 5 тысяч человек для спецподразделений.
3. В районе Янцзы до 5.11.50 г. будет сосредоточено 3 пехотных дивизии по 10 тысяч человек и 5 тысяч человек для специальных подразделений.
4. В районе Тунхуа находится пехотное училище в количестве 5 тысяч человек и политическая школа 1,5 тысячи человек.
5. В районе Пхынхвач. Танковый учебный полк в количестве 1500 человек. В ближайшие дни будет доведен до 3500 человек.
6. В районе Янцзы находится летная школа общей численностью 2600 человек.
Для руководства обучением этих войск создан штаб во главе с министром национальной обороны ЦОЙ ЕН-ГЕНОМ. Также созданы для этой цели 3 армейских штаба. Каждому армейскому штабу будет подчинено по три пд. Все штабы до 3.1 1.1950 года выезжают в Маньчжурию.
Офицерский состав сформированных дивизий молодой и малоопытный в обучении войск.
В связи с этим еще раз обращаюсь к инстанции с просьбой оставить 90 человек советских офицеров для оказания помощи корейским друзьям в сколачивании и обучении указанных выше дивизий и всех советников, работающих в учебных заведениях.
Если же не будет наших советских офицеров советников в этих дивизиях и учебных заведениях, то корейцы не в состоянии их подготовить для боевых действий даже в течение года.
Прошу Вашего положительного решения.
Глава IX
КИТАЙЦЫ ВСТУПАЮТ В КОРЕЙСКИЙ КОНФЛИКТ.
ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ УСПЕХОВ
После вступления китайских «добровольцев» в корейский конфликт настроение Сталина и Ким Ир Сена мгновенно улучшилось. С каждым новым успехом китайцев на поле брани самоуверенность и аппетиты Сталина и сто союзников возрастали (хотя коммунистический лагерь осознавал свои слабости и между союзниками случались перебранки).
7 ноября 1950 года Мао Цзэдун обратился к Сталину с просьбой:
«Товарищу ФИЛИППОВУ.
Ввиду того что вооружение сухопутных войск НародноОсвободительной Армии главным образом является трофейным, захваченным у противника, создано большое разнообразие калибров стрелкового оружия.
Такое положение создает большие трудности в производстве боеприпасов, и, в частности, в производстве винтовочных и пулеметных патронов, тем более, что у нас заводы дают весьма незначительное количество этих патронов.
В настоящее время войска добровольной армии в количестве 36 (тридцати шести) дивизий двенадцати армий, принимающие участие в военных действиях в КОРЕЕ, имеют только шесть боевых комплектов винтовочнопулеметных патронов, в дальнейшем при развитии военных действий у нас возникнут очень большие трудности в обеспечении армии боеприпасами. Если не будет изменений в военном производстве, то перевооружение может быть начато во второй половине 1951 года.
Для преодоления трудностей настоящего времени я прошу Вас рассмотреть вопрос о возможности поставки на вооружение стрелкового оружия для 36 (тридцати шести) дивизий в течение января и февраля 1951 года по следующему списку (наименование, количество в штуках):
1. Винтовки советские 140.000.
2. Винтовочные патроны 58.000.000.
3. Автоматы советские 26.000.
4. Патроны к автоматам 80.000.000.
5. Ручные пулеметы советские 7.000.
6. Патроны к ручным пулеметам 37.000.000.
7. Станковые пулеметы советские 2.000.
8. Патроны к станковым пулеметам 20.000.000.
9. Пистолеты для летчиков 1000.
10. Патроны к пистолетам для летчиков 100.000.
11. Тринитротолуол (ТНТ) 1000 тонн.
Прошу Вас сообщить мне результаты вашего рассмотрения моей просьбы.
Желаю Вам здоровья.
1 декабря Сталин уже рукоплескал китайскому союзнику:
«ПЕКИН-СОВПОСОЛ
передать товарищу МАО ЦЗЕ-ДУНУ.
Товарищ МАО ЦЗЕ-ДУН!
Получил Вашу телеграмму за № 3153.
Благодарю Вас за сообщение о состоянии дел в Китае, в связи с успешным наступлением Китайской НародноОсвободительной Армии в Корее.
Ваши успехи радуют не только меня и моих товарищей по руководству, но и всех советских людей. Разрешите приветствовать от души Вас и Ваших друзей по руководству, НародноОсвободительную Армию Китая и весь китайский народ в связи с этими громадными успехами в их борьбе против американских войск.
Не сомневаюсь, что в войне против современной и хорошо вооруженной американской армии Китайская Армия получит большой опыт современной войны и сама превратится в вполне современную, хорошо вооруженную, грозную армию, так же, как Советская Армия в борьбе с первоклассно вооруженной германской армией получила опыт современной войны и превратилась в современную хорошо оснащенную армию.
Желаю Вам дальнейших успехов.
4 декабря 1950 года А. А. Громыко принял китайского посла Ван Цзясяна. В записи беседы Громыко отметил:
«…Ван Цзя-сян спросил, можно ли считать, что после поражений американцев в Корее и последнего заявления Трумэна в англо-американском лагере и внутри правящих кругов США отмечаются разногласия и что американское правительство очутилось в затруднительном положении.
Я ответил, что для такого вывода безусловно имеются основания. Я указал на появление в иностранной прессе сообщений о наличии расхождений между англичанами, с одной стороны, и американцами, с другой стороны, а также на то, что за последнее время в США все более часто раздаются голоса людей, критикующих Макартура и его действия, а вместе с тем и политику Трумэна. Я отметил, что американцы сейчас не могут скрыть своей растерянности в связи с неблагоприятным для них поворотом событий в Корее.
Ван Цзя-сян поинтересовался моим мнением относительно того, пойдут