Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Пример: «Мясопластика», созданная художником-футуристом Филлиа, – синтетическая интерпретация итальянского пейзажа. Блюдо представляет собой большую жареную цилиндрическую котлету из телятины (А), фаршированную одиннадцатью разными варёными овощами. Цилиндр стоит вертикально в центре тарелки и сверху покрыт слоем яблок (С). Внизу он опирается на кольцо из сардельки (В), лежащее на трёх золотистых шариках из цыплёнка (D).
«Экватор + Северный полюс»
Пример: съедобный пластический комплекс «Экватор + Северный полюс», созданный художником-футуристом Энрико Прамполини. Он представляет собой «экваториальное море» сырых яичных желтков, приправленных перцем, солью и лимонным соком. В центре возвышается конус из взбитого и затвердевшего яичного белка, утыканный дольками апельсина, похожими на сочные секторы солнца. Верхушка конуса осыпана кусочками чёрного трюфеля в форме чёрных аэропланов, отправляющихся завоёвывать зенит.
Такие вкусные, цветные, ароматные и осязаемые пластические комплексы составят идеальную «симультанную трапезу».
4. Упразднения вилок и ножей при поедании пластических комплексов, поскольку эти блюда способны подарить долабиальное осязательное наслаждение.
5. Использования искусства ароматов, пробуждающего желание попробовать блюдо.
Каждому блюду должен предшествовать свой аромат, который затем прогонят вентиляторы.
6. Умеренного использования музыки в перерывах между сменами блюд, чтобы она не отвлекала чувствительность языка и нёба, помогала стирать подаривший наслаждение вкус и восстанавливать дегустационную девственность.
7. Запретить за столом красноречие и разговоры о политике.
8. Использовать в умеренных дозах поэзию и музыку как неожиданные ингредиенты, усиливающие своим чувственным напряжением вкус того или иного блюда.
g. Быстро проносить в перерыве между блюдами под носом и перед глазами едоков блюда, которые им предстоит съесть, и те, которые они есть не будут, возбуждая любопытство, удивление и фантазию.
10. Создавать симультанные переливчатые «приманки» с десятью-двадцатью разными вкусами. Перепробовать их надо за несколько мгновений. В футуристской кухне эти «приманки» будут выполнять ту же задачу упразднения границ с помощью аналогии, что и образы в литературе. В одной «приманке» сосредоточится некая сфера жизни, развитие любовной страсти или путешествие на Дальний Восток.
11. Кухню нужно снабдить научным инструментарием: озонаторами, которые придадут аромат озона напиткам и кушаньям, ультрафиолетовыми лампами (поскольку многие съедобные вещества, освещённые ультрафиолетом, приобретают активные свойства, легче усваиваются, препятствуют развитию у детей рахита и проч.), электролизерами для разложения выжатых соков и проч., чтобы получить из известного продукта новый продукт с новыми свойствами, коллоидными мельницами для перемалывания муки, сухофруктов, пряностей и проч.; аппаратами для перегонки при нормальном давлении и в вакууме, автоклавами с центрифугами, а также диализаторами. Все эти аппараты следует использовать научно: например, избегая такой ошибки, как приготовление пищи в скороварке, потому что при этом активные вещества (витамины и проч.) из-за высокой температуры разрушаются. Химические индикаторы позволят следить за кислотно-щелочным балансом кушаний и помогут исправить ошибки: недосол, слишком много уксуса, слишком много перца, слишком сладко.
Ф.Т. Маринетти
<28 декабря 1930>
89. Манифест футуристского сакрального искусства
Принимая во внимание, что прежде для создания шедевров сакрального искусства не обязательно было исповедовать католическую религию, и, с другой стороны, принимая во внимание, что без развития искусство обречено на смерть, распространитель энергии футуризм предлагает сакральному искусству следующую дилемму: либо ему нужно отказаться от какого-либо экзальтирующего действия на верующих, либо полностью обновиться с помощью синтеза, преображения, динамичности взаимопроникающего времени-пространства, симультанности состояний души, геометрического блеска машинной эстетики.
Необходимое обновление
Использование в украшении церквей электрического света – превосходного бело-голубого с его сиянием божественной чистоты и роскошного красно-жёлтого с теплом пламени свечи; великолепные сакральные картины Джерардо Доттори, первого футуриста, который с самобытной силой обновил сакральное искусство; футуристские фрески Джино Северини в швейцарских церквях; динамичные по форме футуристские соборы из армированного цемента, стекла и стали, построенные в Германии и в Швейцарии – вот знаки этого необходимого обновления сакрального искусства. Действительно:
1. Только художники-футуристы, одарённые безграничным воображением, могут изобразить или построить такой Ад, который будет терроризировать поколения, героически перенёсшие адские бомбардировки в Карсо1 и натренированные механизированной жизнью, гораздо более опасной, нежели пламя бедного газа в традиционном Аду.
2. Только аэрохудожники-футуристы, мастера воздушных перспектив, привыкшие писать в высоком полёте, могут пластически выразить глубокое очарование и блаженную прозрачность бесконечности. Для традиционных художников, в большей или меньшей степени одержимых реализмом, неотвратимо привязанных к земле и потому не способных возвыситься до мистической абстракции, всё это недостижимо.
3. Только аэрохудожники-футуристы могут передать на холсте пение многообразной и скоростной воздушной жизни Ангелов и явление Святых.
4. Только художники-футуристы, жаждущие оригинальности любой ценой и систематические ненавистники всего уже виденного, могут сообщить картине, фреске и пластическому комплексу необходимую силу магического изумления в изображении чуда.
5. Только художники-футуристы, которые двадцать лет предписывают искусству трудную проблему симультанности, могут ясно выразить соответствующими взаимными проникновениями времени-пространства симультанные догмы католического культа, такие как Святая Троица, Непорочное Зачатие и Крёстные муки Бога.
6. Только художники-футуристы, наэлектризованные оптимизмом, цветом и фантазией, как Балла, Белли, Бенедетта, Кавильони, Коккья, Корона, Деперо, Дюльгеров, Доттори, Дузе, Филлиа, Пеппе Диаз, Лепоре, Мараско, Ломбардо, Мунари, Поццо, Прамполини, Россо, Тато, Тайат2 и др., могут сегодня выразить в произведении сакрального искусства блаженство Рая и возбудить в душе солдат-католиков эмоции, превосходящие бесконечную райскую радость нашей безмерной победы при Витторио Венето.
ПРИМЕРЫ
Только настойчивый и быстрый футуризм, находящийся По ту сторону Искусства, способен изобразить и вылепить что бы то ни было По ту сторону Жизни.
Примеры футуристского сакрального искусства:
Картину «Распятие» Джерардо Доттори отличает очаровательная текучесть тел плачущих женщин у подножья креста. Они кажутся печальными продолжениями самого тела Христа, пронизанными внеземным светом, который играет в картине главную роль.
Картина Филлиа «Рождение – Смерть – Вечность» представляет сидящую на первом плане Мадонну и нереальный пейзаж вокруг неё, в котором появляется большой бесплотный крест, образовавшийся из чистого неба. Этот крест всплывает в жидком теле Мадонны как нежная подводная фосфоресценция. Всё это заключено внутрь мировой сферы, на поверхности которой появляются церкви разных эпох, от пещерных катакомб до римских, византийских, романских, готических, ренессансных и т. д. вплоть до футуристских. Изображение Мадонны оживляет светящаяся линия младенца Иисуса.
Она продолжается в ритме тела матери с теми же архитектурными элементами церквей. Картина содержит необычайную симультанность самых различных элементов. Впечатляющее объединение конкретного и абстрактного. Синтез католицизма в его долгом светском развитии.
Картина Филлиа «Поклонение» изображает молящуюся Мадонну, тело которой дематериализовано настолько, что не имеет уже ничего человеческого, абстрактная форма молящейся у изножья креста, созданная атмосферой.
Картину Ориани «Подъём на Голгофу» характеризует драматизация всей среды, в которой боль, вылепленная сотней различных манер, господствует над болью, выраженной фигурой Христа.
Пластический комплекс Мино Россо «Рождество» показывает абсолютное пластическое подчинение всех персонажей и всех окружающих предметов, которые кажутся