Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Авторы служебного издания в целом были вынуждены придерживаться сложившейся к этому времени хронологии Восточно-Прусской операции: она завершалась 25 апреля 1945 г. В то же время они нашли возможность (в отличие, например, от военно-исторического очерка под редакцией С. П. Платонова) сообщить о том, что боевые действия на части территории Восточной Пруссии продолжались практически до Победы.
Таким образом, утверждение о том, что Восточно-Прусская операция длилась до 8 мая 1945 г., имеет под собой веские основания, базирующиеся на выводах советских военных специалистов.
Исследования самой протяженной на завершающем этапе Второй мировой войны на европейском театре битвы за Кенигсберг, в целом боев в Восточной Пруссии, Восточно-Прусской стратегической операции продолжаются и в настоящее время. Выходят новые монографии, мемуарные издания, статьи в журналах и сборниках, вводятся в научный оборот боевые документы, переиздаются труды советского периода истории государства. Ведется кропотливая работа по уточнению списков потерь воинов Красной армии в Восточно-Прусской и Гумбинненской операциях, исследуются особенности проведения армейских и фронтовых операций на территории Восточной Пруссии в 1944–1945 гг.
Современные публикации материалов и исследований по истории битвы за Восточную Пруссию не равноценны по качеству их подготовки, уровню профессионализма авторов и составителей, отбору и оценке привлекаемых источников. Появляются дискуссионные материалы, в том числе и концептуального плана.
Казалось бы, значительным вкладом в исследование битвы за Восточную Пруссию должно было стать описание этого события в новом издании «Великая Отечественная война 1941–1945 годов»[288]. Однако создание в его рамках современного военно-исторического очерка об истории Восточно-Прусской операции 1945 г. явно не получилось. Авторы очерка использовали наработки 1950-1960-х гг., сам текст имеет ошибки оперативного характера: например, нас. 546 сообщается, что 43-я армия генерала А. П. Белобородова прорвалась «к заливу Фришесс-Хафф южнее Кенигсберга» (?).
Интерес вызывает работа известного историка А. В. Исаева, в целом посвященная битве за Берлин в 1945 г. Структурно его книга отвечает уже предложенной в нашем очерке идее — описать историю боев в Восточной Пруссии как битву за Кенигсберг. А. В. Исаев считает, что «повествование о битве за Берлин должно начинаться с Висло-Одерской операции»[289]. Автор полагает, и весьма оправданно, что в этой битве сыграла свою роль и восточно-прусская история боев в 1945 г.
Весьма профессионально подобранный и изложенный материал вызывает интерес и одновременно сожаление, что бои в исторической немецкой провинции в трактовке А. В. Исаева обрываются на самом интересном месте: советским войскам предстояло брать Кенигсберг и завершать здесь войну.
Говоря о других публикациях по теме битвы за Кенигсберг, необходимо назвать и несколько работ публицистического характера, авторы которых не всегда обращались к источникам, работали в архивах. Эти книги посвящены в целом событиям или всей войны, или ее важнейших периодов. В них имеются главы о Восточно-Прусской операции 1945 г. Часто с предвзятыми выводами и обобщениями.
В последние годы историография боев в Восточной Пруссии в 1944–1945 гг. пополняется исследованиями, выполненными часто непрофессиональными историками. Наиболее активно в этой области работает С. А. Гольчиков[290]. Интересно и, самое главное, аргументированно, опираясь на советские и немецкие источники, рассказал о боевых действиях в районе Пиллау и косы Фрише-Нерунг В. А. Цветков[291].
Несомненно, умение работать с историческими документами отличает авторов — профессиональных историков. В этой связи уже упоминалась книга В. А. Беспалова и В. П. Савчука[292].
Очень интересное исследование, посвященное заключительным боям на косе Фрише-Нерунг, подготовил М. А. Шмутинский[293].
Наконец, в канун 75-летней годовщины Великой Победы в Калининграде увидели свет две монографии: «Летопись Победы в Восточной Пруссии в 1944–1945»[294] и «В боях за Восточную Пруссию, 75 лет Великой Победе»[295].
С одной стороны, подобный процесс можно расценить как логичное стремление калининградского социума, овладевшего значительным массивом информации о событиях Второй мировой войны на нынешней территории области, расширить этот массив, поделиться новыми сведениями с последующими поколениями и тем самым сохранить накопленную историческую память о прошедшей войне, способствовать ее превращению в культурную память, в память навсегда.
С другой стороны, обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство жителей области, пытавшихся обратиться к теме Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., действуют по собственной инициативе, часто не находя поддержки со стороны власть имущих. Это говорит о том, что политика памяти, которую просто обязано претворять в жизнь государство, имеет определенные изъяны. Самодеятельные авторы вынуждены обращаться к методам, которые уже подзабыты с советских времен. Речь идет об отмеченных работах, изданных методом самиздата, без издательской помощи, без редакторского сопровождения.
Государственная политика памяти нуждается в корректировке.
Об авторе
Геннадий Викторович КретининИзвестный российский историк. Родился в 1948 г. в Воронежской области. Ныне калининградец. Сын и зять фронтовиков (Кретинина Виктора Семёновича и Мешалкина Михаила Николаевича), участников Восточно-Прусской стратегической наступательной операции. В 1970 г. закончил Калининградское высшее военно-инженерное командное ордена Ленина Краснознамённое училище имени А. А. Жданова, а в 1977 г. — Военно-инженерную академию имени В. В. Куйбышева. Службу проходил в Сибирском и Туркестанском военных округах. Кандидат военных наук, доктор исторических наук (защищался в Москве: в родной академии и в Институте всеобщей истории РАН). В 1983 г. вернулся в Калининград, служил и преподавал в военно-инженерном училище, а с 1992 — одновременно и в Калининградском государственном (ныне Балтийском федеральном имени И. Канта) университете. Полковник в отставке, профессор, действительный член Академии военных наук РФ.
Автор монографий, учебников, многочисленных публикации (более 350) по истории России и Балтийского региона, военной истории, проблематике исторической памяти и культурного наследия. Член ряда диссертационных советов, дал путёвку в большую науку 18 ученикам, руководя их исследованиями по проблемам военных и исторических наук.
Научно-педагогическая деятельность органично сочетается с общественной: в течении многих лет он член Советов по культуре, по туризму при губернаторе Калининградской области, один из руководителей Калининградского регионального отделения Российского военно-исторического общества. Очень активно работает с муниципальными и общественными организациями по сохранению исторической памяти калининградцев.
Список источников и литературы
1. Алексеев М. А. Восточно-Прусская операция 1945 г.//Советская военная энциклопедия: в 8 т. М.: Воениздат, 1976. Т. 2. С. 379–381.