Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Например, в Германии и др. государствах Западной Европы в этой области имеются большие достижения. Мы же. например, польские теоретические вопросы хотя и знали, но не изучали их настолько, чтобы для оценки своего пр-ка иметь, в качестве отправных данных, определенный костяк. Нам надо взять под лупу ряд основных вопросов, связанных с западным театром военных действий. Этот театр с его дорогами и болотами — должен стать объектом наших особых исследований. На территории Польши надо досконально изучить германские окопы, их поляки не бросают. Мы знаем, что эти окопы представляют собой грандиознейшие сооружения, которые были настолько хорошо одеты, что в настоящее время не имеют даже следов разрушений. Вопросы особенностей польского театра должны стать объектом тщательных изучений не только в общем, но и в деталях. Только при таком отношении к работе, товарищи, мы овладеем многим, что нам нужно для войны. Приближение войны возлагает на нас определённые обязанности. В настоящее время не так важны ошибки в отношении учёта дивизий противника, но недопустимы ошибки в изучении театра. Вся подготовка нашей армии упирается в эти вопросы и наша разведка на эти вопросы должна дать ответ. Для достижения этих целей нам нужно искать не только секретные документы и поставить на ноги агентуру, но и культивировать в себе навыки изучения легальных изданий: труды, отдельные выступления с кафедр, речи и т. д.
Надеюсь, что ваше нынешнее совещание сделает очередной шаг вперёд по пути совершенствования разведывательной деятельности в Красной армии.
Тов. БЕРЗИН. Михаил Николаевич прав, конечно, когда говорит о ряде недостатков в нашей разведывательной работе. Объективно это вполне понятно так как наша разведка ещё молода; она имеет всего лишь 5–6 лет. Если до сего времени в нашей работе мы и имели неправильные уклоны, то они объяснялись, главным образом, тем. что жизнь страны в это время и международная политическая обстановка ставили специфические задачи разведке и, таким образом, давали разведывательному аппарату своеобразную установку. Начиная с 1926 г., мы уже взялись за военизацию нашей разведки, проведя это через ряд организационных мероприятий, построение плана добычи и обработки материалов. Конкретно в круг нашей деятельности сейчас уже входят оперативные вопросы, изучение службы связи, железных дорог и т. п. Приходится констатировать, что в обработке агентурного материала у нас есть порядочно дефектов. У нас есть также слабости и в подготовке войсковых разведчиков. Не подлежит никакому сомнению, что значение войсковой разведки, особенно в первый период войны, огромно. Из ряда докладов с мест и инспекционных поездок приходится констатировать, что положение с нашей войсковой разведкой — оставляет желать много лучшего; в отдельных случаях положение на местах — прямо печальное. Правда, в штабах округов и корпусов — дело обстоит лучше; там мы имеем подготовленный комсостав и штабных работников, которые знакомы с делом разведки. Но уже в дивизиях и особенно в полках — положение печальное. […] Вопрос войсковой разведки будет являться первым предметом обсуждения на нашем совещании. Второй важный вопрос — изучение того, что даёт центральная разведка. В этом вопросе приходится отметить, что у нас ещё нет единого метода и системы использования материалов для изучения иностранных армий. Третий вопрос нашего совещания — о военной цензуре. Отмечу и здесь, что наша пресса раскрывает военные секреты больше, чем всякая другая пресса. Помещаются, например, иногда такие организационные детали, которые массовому читателю вовсе не интересны, но они интересны для противника, который их изучает и, не добывая даже секретных документов, может хорошо знать Красную армию. Военная цензура в настоящее время занята ограждением нас от этого демаскирования, но аппарат цензуры настолько ещё слаб, что нам придётся помочь ей в работе.
Тов. ГРЕЧАНИК.
Задачи подготовки штабов и войск в отношении разведывательной службы.
1. Основная наша задача при подготовке штабов к разведслужбе состоит в выработке специалистов-разведчиков, образующих разведывательный орган штаба, выполняющий не только директивы командования, но и способный предупредить его запросы и по собственной инициативе поставить его в известность о фактах или событиях, требующих его внимания.
2. Отсюда вытекает необходимость уметь, на основе оперативного замысла командования, распорядиться наличными средствами разведки, составить план ее, поставить конкретные задачи, использовать результаты разведки в виде сводки, доклада, схемы, с выводами и прогнозом на будущее без предвзятого группирования данных о противнике, как равно и всех вообще действий и приемов, носящих в себе начало тенденциозного влияния на решение начальника.
3. Как орган штабного механизма данной войсковой части разведотдел (отделение) поддерживает самую тесную связь с оперативной его частью и от нее черпает основы для своей деятельности (противоречие штатов мирного и военного времени).
4. В условиях мирной подготовки работа разведчика ведется по следующим направлениям:
а) самоусовершенствование.
б) ориентирование командования в вопросах жизни и деятельности зарубежных армий,
в) подготовка войсковых разведчиков и частей по специальности.
Параллельно с этим ведется в определенных рамках оперативно-мобилизационная работа и выполняются особые задачи (цензура, агентура).
5. Положительные результаты деятельности лиц разведслужбы могут быть достигнуты лишь в том случае, если эти лица представляют из себя квалифицированных специалистов с достаточным тактическим и общевойсковым кругозором.
6. На 1 января 1927 года личный состав разведорганов от штаба округа до дивизии рисуется в следующем виде:
Таким образом в штабах округов и корпусов положение можно считать вполне удовлетворительным. в штабах дивизий неудовлетворительным. Что же касается полков, то там разведчики в штабах совершенно отсутствуют и вопросами разведки не занимаются. […]
Тов. ПЕТРУСЕВИЧ (ЛВО). Цитирует 1-й тезис доклада тов. ГРЕЧАНИК и говорит: в настоящее время в округах мы не имеем своих агентурщиков, которые бы нас снабжали необходимым материалом для работы. До сего времени мы пользуемся материалами только от IV Управления. Откуда же можно нашим разведотам заниматься «предвидением» (о котором говорил т. ГРЕЧАНИК). когда мы не имеем в округах полнокровного аппарата, который бы нас снабжал всеми необходимыми данными для составления, в частности, мобплана.
Поэтому еще в мирное время мы должны иметь свою агентуру[1] […]
Изучение иностранных армий. Необходимо добиться того, чтобы в округе уже сейчас организовать какой-нибудь зародыш агентурного аппарата, дать ему соответствующую установку в работе и регламентировать отношения с другими отделами. […] Необходимо подумать насчет разработки специальных положений по политразведке, ведению партизанских действий в тылу противника и т. д. […]