litbaza книги онлайнИсторическая прозаРусско-японская война. 1904-1905 - Петр Быков

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 64 65 66 67 68 69 70 71 72 ... 103
Перейти на страницу:

Преследуемый противником, Гилленшмидт вынужден был возвращаться кружным путем через Синминтин, сделав пробег около 400 км в 5 суток.

Набег русской конницы не вызвал со стороны японцев никаких перебросок, которые привели бы к ослаблению фронта.

Поле сражения

(Схема 31)

Многодневные бои под Мукденом протекали в пространстве, которое по характеру поверхности может быть подразделено линией железной дороги на две части: западную — равнинную и восточную — гористую. К западу от железной дороги и в полосе этой дороги местность ничем не отличается от описанной уже в Тахэйской операции: равнина с множеством поселков с глинобитными домами, окруженными такими же заборами. Обилие разбросанных здесь очень похожих друг на друга селений затрудняло обзор и обстрел. Каменные кумирни и китайские кладбища могли служить удобными опорными пунктами. От деревни Мадяну через Салинпу тянулась железнодорожная насыпь, сопровождаемая песчаными буграми. В свое время эта насыпь была 5-м Сибирским корпусом приспособлена для обороны. Севернее Мукдена находились так называемые Императорские могилы, густо поросшие деревьями. Равнинная местность была покрыта мерзлыми стеблями остатков гаоляна.

К востоку от железной дороги местность, пересекаясь рядом хребтов и их отрогами, была слабо заселена и бедна дорогами. В своем протяжении на восток хребты становятся все менее проходимыми и восточнее линии Фушун — Бенсиху приобретают труднодоступный характер, представляя возможность движения по весьма ограниченным путям. Японцы пользовались здесь для движения тремя главными направлениями: от Цинхэчена через Далинский перевал на Фушун, от Гаотулинского перевала через Шихойчен на Фушун и от Баньяпузы через Кандолисан на Шнисапгоу. Река Хуньхэ была покрыта льдом, но лед уже не являлся надежным. Крутые берега местами были приспособлены для переправы.

Еще с мая 1904 года по распоряжению Куропаткина начали строиться укрепления для прикрытия направлений на Мукден, и к началу Мукденской операции здесь уже имелись четыре укрепленных позиции.

В первой линии оборонительных сооружений Шахэйские позиции тянулись на протяжении около 90 км, начинаясь от Сыфантая, через Чжантань, Халянтай и далее по берегам реки Шахэ через Лазегоу до Гаотулинского перевала. Деревни на фронте этих позиций были приведены в оборонительное состояние, построены редуты, люнеты, батареи с расположенными перед ними искусственными препятствиями в виде колючей проволоки, засек и фугасов.

Севернее Шахэйской позиции проходила Мукденская позиция протяжением около 13 км. Эта позиция состояла из ряда фортов, редутов, реданов и люнетов и, начинаясь от деревни Лануа, проходила через деревни Янзудянза, Тидявань, Юйшутай и Инпань к деревне Теянтунь. Названные деревни были приспособлены в обороне. Все опорные пункты были окружены проволочными заграждениями и волчьими ямами. За флангами этой позиции был возведен ряд укреплений.

Для задержания противника на случай отхода была подготовлена Телинская позиция, огибавшая город с юго-западной, южной и восточной сторон. Эта позиция также имела ряд фортов, редутов и люнетов, впереди которых были устроены искусственные препятствия. Вторая линия обороны у Телина была возведена уступом за правым флангом главной позиции. Наконец, Каулитуньская позиция (схема 32) предназначалась для обеспечения переправ через реку Ляохэ у деревни Каулитунь. Обход левого фланга русских обеспечивался Цинхэченской позицией, преграждавшей единственный колесный путь из Цзянчанского района к Далинскому перевалу и тропу, проходившую от Цинхэчена через Сяопапинлинский перевал на север. Позиция у Яцзылинза преграждала пути, проходящие через Малинский, Яцзылинский и Силинский перевалы.

Таким образом, на путях своего наступления японцы встречали укрепленные позиции, которые не имели глубины, причем обход их облегчался загнутым расположением флангов главной группировки русских.

Наступление правого крыла японского фронта

(Схема 31)

В ночь на 19 февраля передовые части 5-й японской армии вошли в соприкосновение с авангардами Цинхэченского отряда.

Этим отрядом временно командовал Алексеев, заменявший Ренненкампфа, который в свою очередь заменял раненого Мищенко. Главные силы отряда под командованием Экка были сосредоточены в Цинхэчене с авангардами в Суйдун, Ванлихэ и Тиндяюй. Отряд Любавина — 2 батальона, 4 сотни и 6 орудий — был выделен в Гаолинцзы, где он развернулся на заранее подготовленной позиции. Левый фланг отряда охранялся 4 батальонами, 1 сотней и 2 орудиями, выдвинутыми под командованием Маслова к Синцзинтину.

Потеснив передовые части русских у Хабалина и Суйдуна, японцы вынудили их отойти. Попытки Алексеева вернуть потерянные деревни не увенчались успехом: контрнаступление русских затруднялось сильным морозом и обледенением высот, а угроза обхода левого фланга вынудила Алексеева отвести авангарды на Цинхэченскую позицию.

Позиция была выбрана неудачно. Протягиваясь до Янцзылинского перевала, который необходимо было занять для обеспечения Цинхэченского отряда от обхода, позиция имела перед собой гористую местность, затруднявшую обзор и обстрел.

Утром 23 февраля, в снежную вьюгу 5-я армия перешла в наступление. Резервная дивизия получила направление на Ванлихэ и далее на Мацзюндан в обход левого фланга Цинхэченского отряда. В направлении Цинхэчена и Янцзылина двигалась 11-я дивизия.

Японцы приблизились к Цинхэченскому участку позиции, которую занимали 7 батальонов, 16 орудий и 4 пулемета Экка, и атаковали Берсеневскую сопку, возвышавшуюся восточнее Цинхэчена. Одновременно атакован был Малинский и Янцзылинский перевалы.

Попытки противника сбить русских с занимаемых позиций в этот день к успеху не привели.

Намеренная пассивность японцев на остальном фронте позволила Линевичу еще с утра 23 февраля направить для поддержки Цинхэченского отряда отряд Данилова в составе усиленной бригады 6-й Сибирской дивизии: кроме того, выделены были части, которые готовились к выступлению из Падяза и Фаншина (схема 32).

Всю ночь на 24 февраля японцы не прекращали артиллерийского огня, а с утра вновь атаковали Цинхэченскую позицию, открыв огонь нескольких батарей по Берсеневской сопке. К полудню атака японцев отдала в их руки опорный пункт Берсеневской сопки, после чего они получили возможность обстрела защитников сопки перекрестным огнем. Одновременно с этим три батальона японцев двигались в охват левого фланга Цинхэченской позиции.

В 14 часов русские очистили Бересневскую сопку и отошли на высоты севернее Сяодянцзы. В то же время происходила перестрелка у Янцзылинского и Силинского перевалов, которые были атакованы японцами силой до двух полков при 16 орудиях. Не добившись здесь успеха, японцы двинулись к Малинскому перевалу в обход Янцзылина.

Опасаясь возможности выхода противника в тыл на единственный колесный путь к Мацзюндану, Алексеев приказал своим войскам отойти к Далину.

Отступление совершалось под прикрытием двух арьергардов, остававшихся на сопках в районе Цинхэчена до вечера. Движение артиллерии и обозов через Далинский перевал было крайне затруднено крутизной подъема. Требовалась людская помощь. 25 февраля Цинхэченский отряд сосредоточился к Санлунью, выдвинув охраняющие части к Тингуалинскому, Далинскому и Чейлинскому перевалам. Отряд Любавина отходил на Тингуалинский перевал.

1 ... 64 65 66 67 68 69 70 71 72 ... 103
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?