litbaza книги онлайнВоенныеНегласные войны. История специальных служб 1919-1945. Книга вторая. Война. Том первый - Игорь Иосифович Ландер

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 76 77 78 79 80 81 82 83 84 ... 363
Перейти на страницу:
дезорганизовало высадку и позволило норвежцам эвакуировать руководство в глубину страны. Военно-воздушный атташе Германии в Осло Шпиллер во главе роты парашютистов попытался исправить положение и захватить Хокона VII, но его попытка не принесла успеха, а сам разведчик был смертельно ранен. Однако в других местах немцы достигли полной внезапности и сумели захватить гарнизоны врасплох, а отсутствие централизованного управления норвежскими войсками сразу же позволило вермахту развить успех. Тем временем в портах под руководством немцев местные крановщики аккуратно и быстро выгружали на причалы танки и артиллерию, причем не было зафиксировано ни одного случая не только саботажа, но и простого уклонения их от работы. Сопротивление оказали лишь находившиеся около Нарвика броненосец береговой обороны “Норге” и миноносец “Эйдсволь”, но германские эсминцы немедленно потопили их торпедами вместе с 295 членами экипажей.

Ранним утром 13 апреля штаб генерала фон Фалькенхорста на “Юнкерсе-90” должен был передислоцироваться из Гамбурга в Осло, однако самолет в пробном полете упал сразу после взлета и разбился. В поданном через час очередном “Юнкерсе-90” оказались неисправными навигационные приборы, и переброска вновь была отложена. Еще через час не сумел взлететь перевозивший часть штаба третий самолет “Гинденбург”, у которого при разбеге подломилась нога шасси и сломалось левое крыло. Личный состав штаба вернулся в гостиницу и вылетел лишь в 13.00, но при посадке в аэропорту норвежской столицы “Фор-небю” очередной “Юнкерс-90” врезался в скалу и разрушился. Лишь по случайности никто из офицеров штаба не погиб, зато в течение целых суток они были полностью лишены возможности управлять войсками.

Немцы всячески стремились избежать втягивания в боевые действия и пытались убедить норвежцев капитулировать. Те и сами сопротивлялись весьма вяло и нерешительно, достаточно сказать, что армия получила приказ лишь на частичную мобилизацию, а плана обороны страны не существовало до 15 апреля. Главнокомандующий генерал-лейтенант Отто Рюге старался придерживаться стратегии ведения сдерживающих боев и любыми путями избегал решительного сражения. Следуя такой линии, гарнизоны норвежских войск сдавались, хотя реальное соотношение сил позволяло без труда разгромить достаточно слабые части вермахта. Многие солдаты и офицеры отходили на север в надежде хотя бы там остановить захватчиков. 14 апреля войска союзников совершенно бессистемно начали высаживаться в различных районах страны, но очень скоро эвакуировались из Центральной Норвегии на север. Значительного размаха достигли морские бои, в которых англичане потеряли авианосец, крейсер, крейсер ПВО, 7 миноносцев и 4 подводные лодки, а французы и поляки — по эсминцу и подводной лодке. Потери немцев также были велики и составили 3 крейсера, 10 эскадренных миноносцев, 4 подводные лодки и несколько малых кораблей и транспортных судов. Однако на суше интенсивность боевых действий была намного ниже, отступившие норвежские и союзные части заняли оборону, но активных операций не предпринимали.

Бенеке попытался посодействовать прекращению войны и в первых числах мая организовал отправку в расположение норвежских войск гидросамолета Международного Красного Креста с грузом инсулина, перевязочными материалами и письмами к военнослужащим. Это пропагандистское мероприятие должно было подтолкнуть короля возвратиться в Осло и призвать народ подчиниться руководимому Квислингом Административному совету — новому правительству страны. Бенеке хотел, чтобы Хокон VII вылетел обратно на этом же самолете и, возможно, добился бы успеха, если бы не патриотически настроенная норвежка, владелица магазина Хельге Ингстад, случайно подслушавшая разговор немцев об их намерениях. Она сообщила об этом руководителям Красного Креста, и те в последний момент заменили пилота и бортмеханика, являвшихся германскими агентами. В результате гидросамолет посадили норвежские истребители, а командующий армией генерал-лейтенант Рюге проигнорировал предложение немцев установить с ними контакт во избежание кровопролития, и вся затея Бенеке оказалась безрезультатной. Тем временем 3 мая норвежские войска капитулировали. Единственный оставшийся не захваченным немцами Нарвик, который обороняли около 25 тысяч союзных войск, был взят штурмом 28 мая, когда в Европе уже широко развернулся германский блицкриг. Окончательная капитуляция не успевших эвакуироваться остатков английских, французских и польских войск произошла 8 июня 1940 года.

В ходе захвата Норвегии главными задачами резидентуры СИС в Осло являлись эвакуация золотого запаса Норвежского банка и спасение королевской семьи. Обе они возлагались на Фоли, позднее прикомандированного к штабу главнокомандующего норвежской армией генерала Карла Флейшера. Задержка с захватом столицы из-за гибели крейсера “Блюхер” позволила вывезти Хокона VII из зоны непосредственной опасности в Тромсе на британском легком крейсере “Глазго”. Германское пропагандистское “Радио Осло” заявило, что король бросил свой народ и находится в Лондоне, но это было неправдой. Он оставался в стране до 10 июня и лишь в самый последний момент эвакуировался на крейсере “Девоншир”.

За несколько дней до капитуляции союзников, 23 мая агенты Бенеке осуществили весьма дерзкую операцию по захвату 18 мешков американской дипломатической почты. Они инсценировали ограбление почтового вагона, но, против ожидания резидента, это нарушение международного права не удалось списать на боевые действия. Американцы энергично запротестовали и подняли сильный шум по поводу захвата, после чего скандал перебросился в столицу рейха и привел к сильным трениям между Гейдрихом и Канарисом. Звезда бывшего резидента закатывалась, хотя некоторое время он еще являлся помощником по разведке у возглавившего АСТ-Норвегия подполковника Прука. Абверштелле подчинялись также АНСТ в Тромсе, Бергене и Тронхейме. Канарис относился к нему весьма благосклонно, но обстоятельства оказались сильнее. В крушении карьеры Бенеке был косвенно повинен Квислинг, которого разведчик недолюбливал и считал не той фигурой, на которую следовало опираться немцам. В начале июля 1940 года подполковник составил и отослал в Берлин весьма нелицеприятный доклад о норвежском коллаборационисте, случайно попавший к все еще находившемуся в Осло бывшему военно-морскому атташе Шрайберу. Оба немца терпеть не могли друг друга, при случае пытались любым образом скомпрометировать конкурента в глазах начальства, и Шрайбер не мог пропустить открывшуюся удачную возможность. Он потребовал от Бенеке указать источники приводимых фактов, но тот даже не счел нужным ответить. Тогда бывший атташе сам показал доклад Квислингу, немедленно определившему, что все они были вовсе не добыты оперативным путем, а почти дословно переписаны из полемической книги норвежского писателя Нурдаля Грига. Почувствовав неладное, Бенеке скупил весь тираж и лишил Шрайбера возможности предъявить руководству действительный источник компрометирующей информации, однако атташе все же сумел добыть один экземпляр книги и с удовлетворением отметил, что Бенеке переписал оттуда текст, даже не потрудившись его перефразировать. Результаты своих изысканий Шрайбер переслал командующему германскими военно-морскими силами в Норвегии адмиралу Бему, а тот переадресовал их Редеру. Далее события разворачивались стремительно, и уже 7 июля Бенеке отозвали в Берлин.

Норвежцы изначально повели себя по отношению к оккупантам довольно активно. В стране почти сразу же была организована подпольная

1 ... 76 77 78 79 80 81 82 83 84 ... 363
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?