Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Среди главных задач было и сведение воедино многочисленных повстанческих отрядов, партизанских частей и сформирование регулярных дивизий. Серьезной трудностью здесь явилось непонимание необходимости борьбы с партизанщиной и создания регулярной армии со стороны не только масс, но даже некоторых руководящих работников Украины, например А. С. Бубнова и К. Е. Ворошилова. На состоявшемся во второй половине марта VIII съезде РКП(б) они входили в так называемую «военную оппозицию»; известно также, что по многим вопросам Ворошилова поддерживал Сталин. По плану формирования Вооруженных Сил Республики предполагалось сформировать одну дивизию и 1/3 часть дивизии (на базе интернациональной дивизии), бригаду кавдивизии, ряд полков, местные караульные батальоны в губерниях и караульные роты в уездах. Н. И. Подвойскому этого показалось явно мало. План формирования украинских стрелковых дивизий был увеличен в 4 раза, кавалерийских на треть; кроме того, по разрешению нового наркомвоена к 1 июня в округах создавались 8 караульных полков, 39 батальонов, 76 рот и 2 команды. В результате 13 мая последовало указание о мобилизации сверх плана 25 тысяч человек, это было сделано без учета возможностей военкоматов, наличия вооружения и снаряжения. Заметим, что в Москву по этому вопросу в апреле пошла фактически дезинформация. «Из материалов Подвойского я вижу, что военного имущества на Украине, даже не считая Одессы, имеется масса, — писал В. И. Ленин 22 апреля 1919 года, — надо не копить его, а тотчас формировать и донецких рабочих и новые части…».[158] В. А. Антонов-Овсеенко, кому адресовалась телеграмма, принял меры к усилению формирований и переформирований на Украинском фронте.
Что касается боевых задач, то Ленин писал о них еще за несколько дней до этого Председателю СНК Украины X. К. Раковскому: «Прорыв через Буковину и взятие Ростова. Надо все силы посвятить этим двум задачам — подтвердите Подвойскому и Антонову».[159]
Учитывая огромное значение борьбы за Донбасс, ЦК РКП(б), В. И. Ленин неоднократно давали указания украинскому правительству и командованию Украинским фронтом о всемерной помощи Южному фронту. Так, 23 апреля 1919 года вопрос об Украине рассматривался на заседании Политбюро. В первом пункте решения говорилось: «Дать украинскому ЦК и украинскому военному командованию два задания: а) занять Донецкий бассейн и б) установить непрерывную связь с Венгрией». Относительно этой связи Н. И. Подвойский впоследствии докладывал, что «для сношений с Венгрией организовано военное сообщение с Будапештом, откуда после наших двух полетов прилетел Самуэли».[160] Но ряд конкретных задач, к сожалению, не встречал должного понимания наркомвоена Украины. Он, например, направил мобилизованных в Харьковском военном округе 11 737 рабочих не на Южный фронт, а на укомплектование 4-й и 5-й Украинских стрелковых дивизий. Ленин, как известно, назвал эти действия Подвойского «идиотскими», а отказ отправить в Донбасс военные силы «игрой в самостийность». 5 мая ЦК РКП(б) объявил Антонову-Овсеенко и Подвойскому «суровый выговор… за то, что вопреки обещаниям и несмотря на многократные настояния» для освобождения Донбасса ровно ничего серьезного не сделано, и предупредил, что, если не последует напряжения всех сил, виновники будут преданы партийному суду.
Было бы неверно полагать, что на все такого рода решения и указания Н. И. Подвойский не реагировал. Уже 10 мая замнаркомвоенмор Украины (так он стал именоваться с освобождением Черноморского побережья) В. И. Межлаук телеграфировал Ленину о приказе Подвойского перебросить в Донбасс дивизию. В тот же день за подписью Ленина была направлена телеграмма Наркомату по военным и морским делам Украины о постановлении Совета Обороны провести в течение двух недель мобилизацию 20 тысяч рабочих в Харькове, Екатеринославе, Киеве, Одессе, Николаеве для направления их в запасные батальоны на Южный фронт (на другой день Ленин разъяснил, что речь идет не только о рабочих, но и о крестьянах, не эксплуатирующих чужого труда). 12 мая Подвойский запросил РВСР о необходимости срочной высылки 300 миллионов рублей на нужды формирующихся дивизий, на что Ленин лично дал указания Наркомфину немедленно дать ответ. В середине месяца Ленин официально поручает Подвойскому формирование 5-й и 6-й Украинских дивизий для оказания помощи Южному фронту.
В это время в Киев прибыл председатель Реввоенсовета Л. Д. Троцкий. 21 мая В. И. Ленин телеграфировал ему: «По сообщению из Украины, многие безобразия там производятся деятельностью Подвойского. Рузер, Ломов и другие утверждают, что девять десятых безобразий происходит от его распоряжений, вмешательства во всякие дела, потворства захватам, незаконным конфискациям, распущенности и т. д. Если сообщения эти хоть сколько-нибудь соответствуют действительности, в чем я почти не сомневаюсь, то настаивайте со всей энергией на немедленном удалении Подвойского и его сотрудников».[161]
Это было весьма своевременно, поскольку обещания, данные Подвойским и Антоновым, не выполнялись, военная обстановка на Украине усложнялась, деникинцы концентрировали силы для соединения с восставшими казаками. 28 мая ЦК РКП(б) принял постановление, в котором оценил обстановку и сделал вывод: «Каждую минуту промедления военной помощи Южфронту со стороны Украины считать преступлением, за которое несут полную ответственность Антонов и Подвойский». ЦК партии потребовал сосредоточения всех сил на помощи Донбассу, вплоть до максимального сокращения действий на западе, поголовнейшей мобилизации рабочих, срочной — в течение 24 часов — отправки эшелонов с подкреплениями на Южный фронт. Антонов и Подвойский обязывались «ежедневно давать телеграфно самые точные сведения о посылаемых ими подкреплениях и пополнениях Реввоенсовету Республики в Москву, Полевому штабу в Серпухов и реввоенсовету Южного фронта».
Напомним, что происходившее на Украине, а также в Прибалтике заставляло ЦК РКП(б) вплотную заниматься проблемами перспектив советского военного строительства. Еще 4 мая 1919 года ЦК обсудил вопрос «Об едином командовании над армиями как России, так и дружественных социалистических республик» и принял директивы Центральным Комитетам Компартий Украины, Литвы и Белоруссии, Латвии, Эстонии. В директивах указывалось на недопустимость «столкновений местных и национальных притязаний с военными задачами социалистической революции в целом» и необходимость осуществления в области военного управления и командования строжайшего начала «единства организации и строгого централизма». Территория каждой советской республики должна была представлять военный округ, подчиненный РВС РСФСР на общем основании; для всех республиканских наркомвоенов, таким образом, становились обязательными постановления и приказы всех органов, непосредственно руководимых Реввоенсоветом РСФСР (ВГШ, ЦУС, Политотдела РВСР и др.). Реорганизация военного управления и командования на Украине послужила предметом рассмотрения на объединенном заседании Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) 2 июня.
Известно, что с идеей создания военного союза республик выступила 18 мая 1919 года Украина; ее поддержали другие республики. 1 июня 1919 года ВЦИК РСФСР принял постановление «Об объединении военных сил советских республик: России, Украины, Латвии,