litbaza книги онлайнРазная литератураМосква: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель - Анна Юлиановна Броновицкая

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 86
Перейти на страницу:
занимала абстрактная мозаика из керамических плиток (художник В. Муравьёв), а главным декоративным акцентом зрительного зала был шелковый занавес, расписанный изображениями флагов государств – членов ООН. Критика хвалила эти работы за «свободу от пережитков станковизма в монументальном искусстве» и с удовлетворением отмечала, что в гостинице нет ни единой картины, написанной маслом по холсту.

Стойка регистрации. 1960-е годы

Слава «Юности» давно позади. С появлением бесчисленных типовых построек ее скромная архитектура как бы растворилась в них, перестала восприниматься как что-то особенное. К тому же интерьеры давно переделаны, а главный фасад облицован не идущим ему керамогранитом. Но приглядевшись, еще можно представить себе тот восторг, с каким встречали этого посланца из светлого будущего полные надежд москвичи 1961 года.

5. Дворец съездов (Государственный Кремлёвский Дворец) 1959–1961

АРХИТЕКТОРЫ М. ПОСОХИН, А. МНДОЯНЦ, Е. СТАМО, П. ШТЕЛЛЕР И ДР.

ИНЖЕНЕРЫ Г. ЛЬВОВ, А. КОНДРАТЬЕВ, С. ШКОЛЬНИКОВ, Т. МЕЛИК-АРАКЕЛЯН

ул. ВОЗДВИЖЕНКА, 1

БИБЛИОТЕКА им. ЛЕНИНА

Воплощение шестидесятнической идеи «народ и партия едины»: в свободное от партийных съездов время дворец работает концертным залом

Дворец съездов появился в Кремле практически тайно. В 1959 и 1960 годах в печати обсуждались результаты конкурса на проект Дворца Советов на Юго-Западе, а тем временем без всякой шумихи был спроектирован и за 16 месяцев построен другой дворец, сделавший излишним тот, к которому было привлечено столько внимания.

Вспомним, что XX съезд КПСС проходил в зале заседаний Большого Кремлёвского дворца, переделанном Илларионом Ивановым-Шицем из Андреевского и Александровского залов в 1933–1934 годах. Легко представить, что Хрущёв, зачитывая свой секретный доклад о культе личности Сталина, чувствовал себя в этом интерьере крайне неуютно – популярный рассказ Николая Носова «Бобик в гостях у Барбоса», опубликованный в журнале «Мурзилка» в декабре 1956 года, был как будто написан именно об этом. Но искренний порыв убраться из Кремля подальше довольно быстро утих. Осознав, что Хозяин с того света не вернется, а оставшиеся верными ему сторонники уже не способны повредить новому лидеру, прагматичный Никита Сергеевич решил не спешить с переносом центра власти на периферию города, а поудобнее устроиться в Кремле, где к тому времени была уже создана инфраструктура для работы партийно-государственного аппарата. Не хватало, в сущности, только одного: зала, способного вместить 6000 человек – до такого количества должно было расшириться представительство коммунистов на съездах партии.

В апреле 1959-го Хрущёв принял решение о строительстве в Кремле Дворца съездов, и уже в мае – июне прошел закрытый конкурс. Приглашенные к участию в нем 12 бригад московских архитекторов предложили очень похожие варианты: ясно, что параметры будущего здания были жестко прописаны уже в программе. Компактная площадка у Троицкой башни, расчищенная в результате сноса Кремлёвских казарм (иначе – Старой оружейной палаты архитектора Ивана Еготова) и северного корпуса Патриаршего двора, диктовала единый объем прямоугольных очертаний, а необходимость вписаться в историческое окружение предопределила ограничение по высоте (не выше соседнего здания Арсенала). Использование в облицовке белого мрамора также, по-видимому, было задано изначально как способ придать зданию торжественность.

План 1-го этажа

Продольный разрез

Победа досталась Михаилу Посохину и Ашоту Мндоянцу, а к дальнейшему проектированию привлекли также Евгения Стамо, Павла Штеллера и десятки других специалистов. В ходе работ было решено добавить к первоначальной программе (зал заседаний, просторные вестибюли и фойе, ряд рабочих и технических помещений) еще и банкетный зал. Его невозможно было никуда вписать и пришлось разместить его на крыше, «зарезав» вид на купола церкви Потешного дворца, заботливо сохраняемый во всех конкурсных проектах. Решившись на это, архитекторы все же стремились минимизировать свое вторжение в силуэт Кремля и заглубили здание на 15–16 метров ниже поверхности земли. Темпы стройки не позволили даже толком обследовать разрушаемый археологический слой – надо признать, историческое наследие не входило тогда в число приоритетов.

Буфет. 1960-е годы

В вышедшей в 1966 году книге «Кремлёвский Дворец съездов» Посохин и Мндоянц писали, что главным ориентиром в архитектурных поисках для них была правдивость целого и деталей: «Эта правдивость должна была породить простые и ясные архитектурные формы, близкие нашему народу, исключающие заимствованное и чужеродное». Формы здания действительно просты, ясны и даже правдивы: проемы между пилонами полностью застеклены, что позволяет видеть перетекающее пространство фойе и соединяющие ярусы лестницы с эскалаторами. Но в целом окруженный равномерно расставленными пилонами дворец напоминает античный периптер, и то, что эта форма воспринимается как «близкая нашему народу», – сигнал о том, что период освоения классического наследия не прошел бесследно. Интерьеры здания, впрочем, вполне модернистские и оборудованы по последнему слову техники – для создания акустической системы не постеснялись привлечь французских специалистов. Главное же новаторство заключается в использовании дворца, открывшегося в сентябре 1961 года XXII съездом КПСС: в дни, свободные от официальных мероприятий, он стал работать как театрально-концертный зал, место проведения самых значимых гастролей и новогодних елок. Хрущёв, открыв Кремль для посещения в 1955 году, сделал еще один шаг для символического сближения власти и общества, но одновременно и снова закрепил роль Кремля как абсолютного центра Москвы. В 1963 году строительство Дворца Советов на Юго-Западе окончательно отменили. Этим противоречия, связанные с Кремлёвским Дворцом съездов, не исчерпываются. Многие москвичи так и не приняли факта появления в сакральном пространстве Кремля крупного современного сооружения. Среди защитников наследия даже ходит легенда, что Кремль чуть не исключили из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО после строительства КДС. На самом деле такого быть не могло просто потому, что сама конвенция о Всемирном наследии была принята только в 1972 году, а Кремль и Красная площадь вошли в список в 1990-м. Наличие в Кремле Дворца съездов никак этому не помешало, хотя сам он под охрану ЮНЕСКО не попал.

Фото 1960-х годов

Зато 18 декабря 1991 года дворец, который вскоре переименуют в Государственный Кремлёвский, был признан особо ценным объектом национального наследия России – видимо, в предчувствии того, что после конца советской власти появится много желающих его снести.

6. Кинотеатр «Россия» («Пушкинский») 1957–1961

АРХИТЕКТОРЫ Ю. ШЕВЕРДЯЕВ, Д. СОЛОПОВ, Э. ГАДЖИНСКАЯ

ИНЖЕНЕРЫ Ю. ДЫХОВИЧНЫЙ, Е. СТАНИСЛАВСКИЙ

ПУШКИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ, 2

ЧЕХОВСКАЯ
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 86
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?