Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Я в данном случае не стою за запрет темы, она не стала главным содержанием стихов, не зазвучала во всю полноту гражданских чувств, а стала намеком на затаенные обиды, а об этом нельзя говорить вполголоса… (цит. по: Знамя. 2018. № 9. С. 191).
Первая стихотворная книга Шаламова «Огниво» будет выпущена только в 1961 году.
21 сентября. В «Литературной газете» статья П. Скоморохова «Тщетные поиски и неоправданные надежды» о романе Вениамина Каверина «Открытая книга». Общий вывод статьи:
Как ни грустно, а надо сказать писателю правду: никакой новой ступени в своем творчестве он не «нащупал». Поиски этой новой ступени оказались тщетными, надежды поклонников каверинского таланта – неоправданными (с. 3).
Не позднее 24 сентября. Создано издательство «Советская Россия».
Не позднее 26 сентября. Принято решение об издании в Ленинграде журнала «Русская литература». Главным редактором назначен доктор филологических наук профессор В. Г. Базанов.
27 сентября. Директор МХАТа А. В. Солодовников направляет письмо министру культуры СССР Н. А. Михайлову, где сказано:
Художественным руководителем Театра молодых актеров285 предлагаю назначить Г. А. Товстоногова. Для этого с 1 января 1958 г. Товстоногова надо перевести в штат Художественного театра, где он должен до конца сезона поставить спектакль и тем творчески утвердить себя. С Г. А. Товстоноговым на этот счет имеется полная договоренность, и надо лишь преодолеть возможное сопротивление ленинградских организаций (цит. по: М. Аронов. Александр Галич. С. 113).
Это предложение не было принято – видимо, потому, что «ленинградские организации» сделали серьезную ставку на Товстоногова: заняв в 1956 году должность главного режиссера Большого драматического театра, он уже в 1957 году стал народным артистом СССР и был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.
Сентябрь. Дочь И. В. Сталина Светлана меняет фамилию на материнскую – Аллилуева.
Журналы в сентябре
В «Новом мире» (№ 9) повесть Владимира Солоухина «Владимирские проселки» (окончание – № 10).
А. Твардовский в письме И. Соколову-Микитову от 7 декабря 1957 года назвал их «прелестными», прибавив, что «за последнее время ничего подобного попросту не читал в журналах» (А. Твардовский. Письма о литературе. С. 111).
1 октября. На объединенном открытом партийном собрании московских литераторов и правления СП СССР с докладом выступил В. Катаев, который, в частности, заметил:
Имена ошибавшихся хорошо известны. Народ единодушно осудил их. К нашему глубокому огорчению, не на высоте оказались некоторые из московских писателей, проявившие свою идейную неустойчивость и потому политически обанкротившиеся. Речь идет, к сожалению, прежде всего о талантливом литераторе, одном из руководителей Союза писателей – Константине Симонове, а вместе с ним – о членах редколлегии журнала «Новый мир». Именно в этом журнале наиболее ярко проявилась неверная и вредная тенденция одностороннего, очернительного показа бытия советского общества. Не менее серьезной была грубая политическая ошибка другой редколлегии – альманаха «Литературная Москва» и ее руководителя писателя Эммануила Казакевича286 (Литературная газета, 8 октября. С. 2).
На партсобрании выступила М. Алигер:
Я как коммунист, принимающий каждый партийный документ как нечто целиком и беспредельно мое личное, непреложное, могу сейчас без всяких обиняков и оговорок, без всякой ложной боязни уронить чувство собственного достоинства, прямо и твердо сказать товарищам, что всё правильно, я действительно совершила те ошибки, о которых говорит тов. Хрущев. Я их совершила, я в них упорствовала, но я их поняла и признала продуманно и сознательно, и вы об этом знаете.
В прениях приняли участие Л. Соболев, Е. Пермитин, С. Смирнов, А. Софронов, П. Скосырев, Н. Атаров, В. Друзин, Е. Долматовский, В. Сытин. Принята резолюция, в которой, в частности, говорится:
Партийное собрание отмечает, что писатели-коммунисты и беспартийные – Симонов, Казакевич, Алигер, Бек, Атаров – признали серьезные ошибки, допущенные ими, и с возмущением осуждает писателей Паустовского, Дудинцева, Каверина, Рудного, не пожелавших объяснить коллективу свою позицию, с высокомерием относящихся к критике их серьезных идеологических ошибок советской общественностью, московскими писателями (Там же).
2 октября. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу Молотов возвращено его историческое имя – Пермь.
Министерство внутренних дел СССР представляет в ЦК КПСС доклад, где сказано, что
в исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР по состоянию на 15 сентября 1957 года содержится 133 765 осужденных за контрреволюционные преступления. Из этого числа будет освобождено по отбытии срока наказания – в IV квартале 1957 года 856 человек, в том числе 273 человека, проживающих за зоной, и в первом полугодии 1958 года – 1572 человека, из которых 514 проживают за зоной.
Осужденные за контрреволюционные преступления продолжительное время используются на высококвалифицированных работах. В Воркутинской ИТЛ они работают на шахтах комбината «Воркутауголь», в Печорском ИТЛ – на шахтах комбината «Ентауголь», в Озерном ИТЛ – на деревообделочном комбинате, в УИТК УВД Красноярского края – на Норильском комбинате, в Карагандинском ИТЛ – на строительных работах в гор. Караганде.
Подразделения, в которых содержатся осужденные за контрреволюционные преступления, укомплектовываются наиболее квалифицированными оперативными работниками. Оперативными аппаратами исправительно-трудовых лагерей установлен постоянный контакт с органами КГБ в работе среди осужденных за контрреволюционные преступления (http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1009164).
3 октября. Председатель Всесоюзного объединения «Международная книга» А. А. Змеул информирует ЦК КПСС о том, что попытка воспрепятствовать выпуску «Доктора Живаго» издательствами «Коллинз» (Англия) и «Галлимар» (Франция) оказалась безрезультатной («А за мною шум погони…». С. 84–85).
4 октября. В СССР произведен запуск первого искусственного спутника Земли.
6–11 октября. Группа советских поэтов в составе А. Суркова, М. Исаковского, А. Твардовского, В. Инбер, А. Прокофьева, Л. Мартынова, Н. Заболоцкого, С. Смирнова, Б. Слуцкого приняла участие в трехдневной дискуссии «Поэзия нашего времени», состоявшейся в Риме.