litbaza книги онлайнИсторическая прозаЗападный фронт РСФСР 1918-1920 - Анатолий Грицкевич

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 132 133 134 135 136 137 138 139 140 ... 153
Перейти на страницу:

Одна из таких групп, поддерживавшая связь с Балаховичем, начала вербовку добровольцев в отряды генерала. Часть конницы его армии в октябре 1920 года формировалась именно в Слуцке — гусарский, уланский и драгунский полки. Чтобы установить связь с Наивысшей Радой БНР, получить от нее помощь и инструкции, в Варшаву на переговоры выехал П. Жаврид. В это время группа А. Павлюкевича, при поддержке членов БПК в Слуцке, решала взять власть и ориентироваться на генерала С. Балаховича как единого руководителя антибольшевистского движения.

Пользуясь отсутствием в Слуцке Жаврида и еще двух членов «старого» БНК, сторонники Павлюкевича созвали собрание, чтобы узаконить свою власть. Один из активных деятелей национального движения в Слуцке Юрий Листопад (1897–1938) позже вспоминал:

«Создалась новая инициативная группа белорусов, которая собрала общественное собрание, чтобы пополнить Комитет новыми членами. На этом собрании было 450 присутствующих лиц, и они к старому Комитету доизбрали еще 7 членов. Таким образом, в состав комитета вошло 12 человек, но старый Комитет не признал некоторых новых членов, считая их русификаторами (они не говорили по-белорусски. — Авт.). Значит, пошли споры, старый Комитет отказался работать до приезда посланного представителя /Жаврида/. Председателем нового Комитета стал доктор Павлюкевич, очень энергичный работник, но на ниве отечества человек новый. Довыборы Комитета состоялись 2 ноября 1920 г.».

Члены «старого» БНК (т. е. Прокулевич и его соратники) согласились признать полномочия только трех вновь избранных членов — Арсения Павлюкевича, Ивана Мацели и Т. Раковича. Председателем БНК был избран А. Павлюкевич. Новые члены комитета предложили немедленно приступить к созданию вооруженных сил, признать главнокомандующим генерала С. Балаховича и четко определить позицию комитета в отношении Польши. Но большинство прежнего состава БНК не согласилось с этим предложением и вышло из БНК.

Состав нового БНК оказался пестрым. Здесь были и эсэры, сторонники независимой Белоруссии, и сторонники Балаховича и БНК, выступавшие за Белорусское государство в союзе с Польшей. Были также люди, еще верившие советской России и выступавшие за переговоры с ней. Но преобладали сторонники Балаховича. Жаврид после возвращения из Варшавы, где он получил от Наивысшей Рады БНР полномочия ее комиссара в Слуцком уезде, вспоминал:

«Когда я вернулся в Слуцк, то застал балаховцев полными хозяевами…. Хозяйничали Мацеля, Павлюкевич и приехавший брат Балаховича».

Польские военные власти передали теперь гражданскую власть в Слуцке и уезде БНК во главе с А. Павлюкевичем. Заведующий культурно-просветительским отделом Белорусской Войсковой Комиссии (БВК) в Лодзи Макар Косьцевич (Кравцов) 10 ноября следующим образом описал ситуацию в Слуцке:

«1) 1 ноября организовался Национальный Комитет из 11 человек (на самом деле 12 человек. — Авт.): 4 из бывшего Комитета и 7 избранных «собранием населения». Политика Национального комитета не имеет ничего общего с бывшим Комитетом.

2) В городе развевается белорусский бело-красно-белый штандарт, администрация и хозяйство в руках белорусов. Военная власть польская. Поляки относятся сочувственно и тихо помогают (неофициально).

3) Организована белорусская милиция (войска нельзя — благодаря Риге) в составе 5000 человек. Во главе ее офицер Мацеля из нашего Минского резерва».

Из этих 5 тысяч человек в городе и деревнях 500 были действующими, остальные считались в резерве. Сторонник С. Балаховича поручик Иван Мацеля стремился использовать милицию в качестве резерва для пополнения частей НДА, уже готовой выступить в поход на Полесье.

В волостях Слуцкого уезда назначенных польскими властями войтов сменили белорусские комитеты как органы местного самоуправления, избранные сельским населением. Затем такие же комитеты появились в деревнях. Они заменили солтысов, назначенных поляками. Таким образом, вместо польской и советской администрации в Слуцке и Слуцком уезде возникла демократическая форма местного управления. Во все эти комитеты входили представители партии эсэров, пользовавшейся поддержкой белорусского крестьянства.

* * *

В условиях неопределенности политического положения, представители партии БПС-Р в Слуцке и Слуцком уезде решили созвать уездный съезд накануне ухода польских войск. Они хотели установить на этой территории, еще свободной от большевиков, легальную белорусскую национальную власть. В уезде были проведены выборы на съезд по норме 5 делегатов от каждой волости, по одному делегату от белорусских культурно-просветительских кружков в уездном городе, местечках и крупных деревнях.

Польские власти не возражали против созыва съезда Слуцкого уезда, потому что переговоры в Риге должны были возобновиться только в ноябре и до заключения мирного договора было еще далеко. Любое организованное выступление против власти большевиков в Белоруссии в таких условиях объективно было на руку польской делегации на переговорах в Риге.

По условиям прелиминарного договора, он вступал в силу после обмена ратификационными грамотами. К концу октября договор был ратифицирован обеими сторонами. 2 ноября 1920 года в Либаве (Лиепае) произошел обмен ратификационными грамотами. Таким образом, перемирие вступило в силу. Теперь войска сторон следовало отвести на свою территорию, на 15 километров от государственной границы. Этот пункт договора польская сторона не выдерживала. Отчасти потому, что имелись технические трудности. Но в основном, задержка отвода войск была связана с неофициальной помощью антибольшевистским выступлениям.

Вот в такой ситуации представители партии эсэров решили вернуть себе власть в уезде. В Слуцк вернулись члены «старого» состава БНК Василий Русак и Марк Осветимский. Приехал из Варшавы и Павел Жаврид, назначенный комиссаром Наивысшей Рады БНР по Слуцкому уезду. Они отрицали правомочность нового состава БНК и требовали избрания руководства на новом съезде Слуцкого уезда (хотя их самих ранее съезд не избирал).

«Новый» БНК согласился на это. Видимо, сыграло роль вошедшее в употребление правило прислушиваться к голосу «трудящихся масс». Началась подготовка, прошли выборы делегатов от населения и культурно-просветительских кружков. А время шло. Из-за противодействия эсэров Слуцкий уезд действия Булак-Балаховича не поддержал. Здесь создавался свой центр антибольшевистского сопротивления. Замедлялось и создание собственных вооруженных сил, хотя начало вывода польских войск неумолимо приближалось.

Белорусский съезд состоялся в Слуцке в большом зале дома помещика Эдварда Войниловича (1847–1928). На съезд прибыли 107 делегатов с правом решающего голоса— от Слуцка, 15 волостей уезда и культурно-просветительских кружков, еще 10 — с правом совещательного голоса. В качестве гостей присутствовали представители профессиональных и кооперативных объединений, представители православной, католической и иудейской конфессий и командование 11-й пехотной дивизии, расквартированной в Слуцке.

Съезд открылся 14 ноября в 12 часов дня и продолжался до 10 часов вечера 15 ноября. Повсюду были развешаны бело-красно-белые флаги БНР. Царило праздничное, приподнятое настроение.

1 ... 132 133 134 135 136 137 138 139 140 ... 153
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?