litbaza книги онлайнВоенныеНегласные войны. История специальных служб 1919-1945. Книга вторая. Война. Том первый - Игорь Иосифович Ландер

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 179 180 181 182 183 184 185 186 187 ... 363
Перейти на страницу:
связь через берлинскую группу Клара Шабель, ее казнили 5 августа 1943 года. Сеть Хюбнеров — Везолек, содержавших явочную и конспиративную квартиры и изготавливавшую документы и бланки, также подверглась разгрому в рамках общего дела “Красного оркестра”. Даты ареста и казни Эмиля, Фриды и Станислава полностью совпадают с аналогичными событиями, завершившими жизнь Клары Шабель.

Единственным участником берлинских групп, не арестованным в результате допросов, оказался племянник Арвида Харнака, офицер разведки кригсмарине Вольфганг Хавеманн. Его вина в совершении государственной измены не была доказана, однако от секретной работы он был, естественно, отстранен и в виде наказания отправлен для прохождения дальнейшей службы в одну из пехотных дивизий на Восточном фронте. Там Хавеманн в ноябре 1942 года попал в плен и стал первым свидетелем, давшим советской разведке показания относительно произошедшего разгрома “Красного оркестра”.

Так закончилась интенсивная, но краткая и полная драматизма деятельность берлинских сетей внешней и военной разведки, однако СССР располагал в рейхе и другими, значительно менее изученными оперативными возможностями. Информация о некоторых из них достаточно достоверна, что в основном относится к агентуре германского отделения внешней разведки, возглавлявшемся П. М. Журавлевым. Его заместителем с августа 1941 года являлся крупнейший специалист по нелегальной разведке и по Германии А. М. Коротков, в ноябре того же года возглавивший отделение, ведавшее Германией, Польшей, Чехословакией, Венгрией, Болгарией, Румынией, Югославией и Грецией. К его компетенции относилась также и подготовка нелегалов, забрасываемых в рейх через возглавлявшуюся Чичаевым лондонскую резидентуру. Коротков курировал разведывательные аспекты деятельности, созданной в лагере для германских военнопленных под Красногорском № 27/1 антифашистской школы, в июле 1943 года преобразованной в Национальный комитет “Свободная Германия” под президентством Эриха Вайнера. В сентябре того же года в подмосковном лагере Лунево для пленных старших офицеров и генералов был создан “Союз немецких офицеров”. Его главой стал бывший командующий 51-м армейским корпусом генерал Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах, а самым старшим по званию являлся захваченный в плен под Сталинградом бывший командующий 6-й армией вермахта генерал-фельдмаршал Фридрих фон Паулюс. К маю 1945 года численность союза достигла 4 тысяч человек, среди которых были 40 полковников и 51 генерал.

Создание обеих упомянутых организаций в первую очередь преследовало политические и пропагандистские цели, однако иногда их членов использовали и для выполнения разведывательных и диверсионных задач. Например, осенью 1944 года через Югославию на территорию Германии были заброшены Пауль Лампе и бывший унтер-офицер вермахта Хайнц Мюллер, который в январе 1944 года захватил совершавший рейс из Крыма в Одессу транспортный “Ю-52”, угнал его через фронт и посадил на советский аэродром. Задачами парашютистов являлись разведка одного из секретных объектов и совершение диверсий без заранее заданных конкретных целей. Постепенно вокруг двух агентов образовалась целая подпольная группа численностью до 15 человек, а сами они в марте 1945 года приступили к совершению террористических актов. За поимку диверсантов власти рейха объявили награду вначале в 100 тысяч марок, затем увеличили ее до миллиона. Во время наступления Красной Армии на Берлин Мюллер взорвал крупный склад боеприпасов, но акция была проведена под прикрытием бомбардировки с воздуха, и немцы не распознали в этом диверсию. До подхода советских войск группа провела еще несколько “острых” операций и 25 апреля вышла к линии фронта, потеряв за весь период деятельности двух человек.

Столь результативно в германском тылу могли действовать лишь группы, укомплектованные немцами, любые другие национальности являлись там чужими и подвергались смертельной опасности из-за крайней враждебности местного населения. Ранее описывалась печальная участь разведгрупп общей численностью 120 человек, заброшенных в тыл вермахта в августе — сентябре 1944 года с базы в Бресте для ведения оперативной разведки и создания запасной агентурной сети в случае возможного отступления советских войск. Следует отметить, что еще хуже, чем в Польше, им пришлось на территории Германии, на которую приходился наибольший процент потерь. Первая из этих групп, заброшенных на территорию рейха, возглавлялась капитаном П. Крылатых и носила кодовое обозначение “Джек”. В нее входили еще девять человек, в том числе две радистки, одной из которых была известная разведчица Анна Морозова (“Аебедь”), ранее руководившая нелегальной резидентурой РУ на аэродроме Сеща. Группа была сброшена 27 июля, за несколько дней до начала массовой засылки остальных диверсантов и разведчиков, в район Роминтенского леса, недалеко от ставки Гитлера в Растенбурге. Неудача постигла ее уже при высадке. Оказались утраченными батареи для рации, продукты и боеприпасы, что сразу же снизило боевые возможности “Джека”. Кроме того, на деревьях остались несколько парашютов, которые сразу же обнаружили местные жители. Вскоре пеленгаторы засекли рацию Морозовой, передававшую первые добытые сведения об укрепленном районе “Ильменхорст”. На разведчиков началась охота, и к октябрю группа потеряла половину личного состава, в том числе командира, а оставшиеся пять человек были крайне истощены и почти небоеспособны. В ноябре РУ направило к “Джеку” нового командира, лейтенанта А. Моржина. Ввиду плачевного состояния разведчиков, он запросил разрешение руководства на вывод группы из Восточной Пруссии в Польшу, где надеялся воспользоваться поддержкой местного населения, чтобы дать обессилевшим людям немного отдохнуть. Беспрепятственный отход не удался, и к польской границе смогли выйти всего четверо. Вскоре немцы засекли работу группы и уничтожили ее, одной из последних погибла Морозова. Судьбу “Джека” разделили свыше ста разведчиков, направленных во вражеский тыл с аналогичными заданиями. Это стало одной из самых трагических страниц истории советской оперативной разведки во Второй мировой войне. Печальный опыт был учтен, и позднее в СССР по каналам разведки нелегально забрасывались в рейх главным образом группы немецких коммунистов, среди которых имелось немало высокопоставленных функционеров КПГ. Наиболее известны В. Бернер, Э. Эйфлер, Ф. Феллендорф, А. Гесслер, Ю. Вейнгардт, Ф. Зиласко, Э. Айзеншнай-дер, В. Поромбка, К. Нидеркирхнер, Т. Винтер, Т. Тиле, а также уже упоминавшийся Г. Кенен. Судьба многих из них также оказалась трагичной, поскольку гестапо и иные контрразведывательные и полицейские службы рейха сохраняли активность и высокую результативность работы практически до самого поражения Германии.

Информация о других агентах НКВД/НКГБ в Германии исходит из не всегда достоверных источников. Служба внешней разведки России на этот счет весьма скупо сообщает: “К началу 1944 года в Германии и союзных ей странах действовало 97 разведчиков-нелегалов, в том числе 10 немцев”[196].

В последние годы много написано и сказано о родственнице А. П. Чехова и видной актрисе Ольге Константиновне Чеховой (Книппер). Некоторые исследователи без тени сомнения именуют ее лучшим советским агентом, проникшим в непосредственный круг общения Гитлера. Трудно сказать, в самом ли деле эта незаурядная женщина являлась суперагентом или же это представляет собой обычный плод фантазии

1 ... 179 180 181 182 183 184 185 186 187 ... 363
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?