Шрифт:
Интервал:
Закладка:
15 марта. В «Литературной России» статья Владимира Фирсова «Держать порох сухим!», где резкой критике подвергаются поэты-шестидесятники:
Бог знает откуда, кажется, с легкой руки Евг. Евтушенко, в поэзии появились «мальчики», которые, по утверждению некоторых поэтов, более правы, чем их отцы. Наметился некий тип «мальчика», танцующего рок-н-рол, поклонника джаза и худших творений Пикассо, но готового – опять же со слов тех же немногих поэтов! – умереть за Советскую власть. Лично я глубоко в этом сомневаюсь. И сомневаюсь не потому, что любить Пикассо – великий грех, а потому, что, приходя в трепет при имени этого художника, он, этот «мальчик», тем самым поплевывает на прекрасные творения реалистической школы русской живописи… Я глубоко убежден, что эти «мальчики» напрочь лишены чувства национальной советской гордости.
В «Правде» статья Эрнста Неизвестного «Надо работать больше, лучше, идейнее»:
В эти дни особенно много я думаю об ответственности художника перед обществом, думаю и о собственной работе, и о собственной ответственности. Надо искать пути к высокой простоте и подлинной народности языка скульптуры. Надо стремиться к выразительности и идейности, – собственно говоря, идейность всегда бывает самым прочным фундаментом выразительности, в самой природе монументальной скульптуры обращаться к народу и нести целостное мировоззрение.
У нас есть марксистско-ленинское мировоззрение – самое целостное из всех существующих в мире.
Я еще раз говорю себе: надо работать больше, лучше, идейнее, выразительнее – только таким образом можно быть полезным стране и народу.
16 марта. Секретарь ЦК КПСС Л. Ф. Ильичев отчитывается Н. С. Хрущеву:
В соответствии с поручением принял поэта А. Вознесенского. В беседе он проявил правильное понимание критики в его адрес на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. Выразил желание выступить в печати с соответствующей статьей.
А. Вознесенский передал мне письмо на Ваше имя, которое прилагаю (цит. по: В. Огрызко. Охранители и либералы. Т. 2. С. 315).
18 марта. В Московском горкоме партии совещание актива Московской писательской организации. Его открывает первый секретарь МГК КПСС Н. Г. Егорычев, с докладом выступает первый заместитель заведующего Идеологическим отделом ЦК КПСС А. В. Романов. В прениях принимают участие Ю. Жуков, А. Чаковский, Ю. Семенов, А. Сурков и др. Н. Егорычев, в частности, подчеркнул, что наибольшим доверием руководства партии пользуются Л. Соболев, А. Софронов, В. Смирнов, Н. Грибачев, В. Кочетов, В. Ермилов605.
Москвичами недовольны. Раболепничаем мало и, главное, без души, – записал в дневнике Давид Самойлов. – Даже Щипачев и Мальцев не уловили и недосмотрели, а тоже приняли всерьез борьбу с культом и прочее. Щипачев в меру своих понятий был на высоте. Гражданственность всегда возвышенна.
Вся муть лезла и вопияла с яростью. Слово «талант» оказалось бранным.
Хуже всех был искренний еврей Константин Финн.
«Они» одержали победу. Но победа эта мнимая.
Сталин побеждал, истребляя и покупая. И знал, кого стоит покупать.
Возможно ли истребление? Возможно. Но оно сделает истребляемых героями и мучениками в глазах общества и, может быть, повысит авторитет нашей литературы, навязав ей гражданский подвиг (Д. Самойлов. Поденные записи. Т. 1. М., 2002. С. 326–327).
В «Правде» статья Мирзо Турсун-заде «Высокая требовательность к себе», где дана негативная оценка поэтов-шестидесятников:
…не понятно, какими мотивами руководствовался Е. Евтушенко, когда он написал стихотворение «Бабий Яр». Сейчас некоторых московских поэтов коснулось нездоровье. У нас в Таджикистане этого нет…
19 марта. В «Литературной газете» статья Ларисы Крячко «Герой не хочет взрослеть», где продолжена критика поэтов-шестидесятников:
Когда Б. Окуджава, например, поет свою песенку «О дураках», то ей горячо аплодируют, наверное, потому, что видят в ней борьбу с «общественным злом». Так же воспринимаются и многие стихи А. Вознесенского и Е. Евтушенко. И при этом в своей солидарности с «антидураковской» и «антибюрократической» тенденциями кое-кто из читателей по старинке видит некую «гражданскую смелость».
В «Известиях» (московский вечерний выпуск) стихотворение Сергея Михалкова «Молодому дарованию», направленное против Евгения Евтушенко. Вот отрывки из него:
22 марта. Помощник первого секретаря ЦК КПСС В. С. Лебедев, к которому Солженицын после 8 марта обратился с просьбою помочь в постановке «Оленя и Шалашовки» на сцене театра «Современник», сообщает и писателю, и в специальной справке Н. С. Хрущеву, что по его
глубокому убеждению эта пьеса в ее теперешнем виде для постановки в театре не подходит. Серьезного успеха она не принесет ни автору, ни театру. Пьеса, по-моему, является именно таким материалом, на который, как сказал в своей недавней речи перед творческой интеллигенцией Никита Сергеевич Хрущев, в театр тучами полетят «огромные, жирные мухи». Этими «мухами» будут корреспонденты зарубежных газет и телеграфных агентств, всевозможные обыватели.
И автор пьесы А. И. Солженицын и режиссер театра-студии О. Н. Ефремов согласились с этими доводами и сказали, что они не будут готовить пьесу к постановке» (Кремлевский самосуд. С. 5–6).
В «Комсомольской правде» статья первого секретаря ЦК ВЛКСМ С. Павлова «Творчество молодежи – служению великих идеалов»:
На 8 Всемирном фестивале молодежи и студентов представители американской, французской, итальянской и других делегаций рассказывали нам, что молодежь их стран часто спрашивает: почему в жизни мы встречаем хороших советских людей, а в некоторых советских книгах пишут совсем о других? И действительно, стоит почитать мемуары И. Эренбурга, «Вологодскую свадьбу» А. Яшина, путевые заметки В. Некрасова, «На полпути к Луне» В. Аксенова, «Матренин двор» А. Солженицына, «Хочу быть честным» В. Аксенова (и все это из журнала «Новый мир») – от этих произведений несет таким пессимизмом, затхлостью, безысходностью, что у человека непосвященного, не знающего нашей жизни, могут, чего доброго, мозги стать набекрень. Кстати, подобные произведения «Новый мир» печатает с какой-то совершенно не объяснимой последовательностью606.