Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В 1948–1949 гг. НОАК под командованием генералов Линь Бяо, Лю Бочэна и Чень И проводит ряд операций. В ходе «сражения за Хуайхэ» и Бэйпин-Тяньцзинь-Калганской операции гоминьдановцы потеряли более миллиона человек (106 дивизий), таким образом Гоминьдан лишился лучших своих войск и был вынужден пойти на переговоры с коммунистами. К ноябрю 1949 г. целые подразделения Гоминьдана, вместе со своими командирами, стали переходить на сторону коммунистов.
К 7 декабря 1949 г. остатки гоминьдановских войск и правительство Чан Кайши эвакуировались на остров Тайвань (или Формозу). Помимо Тайваня националисты заняли острова Цюэмоу, Дачень и Мацу. Вооруженная борьба на континенте прекратилась, однако военно-вооруженные силы (ВВС) Чан Кайши, при поддержке и помощи США, стали совершать налеты на города и объекты НОАК на континенте.
Японский «Намбу-14» наряду с пистолетом ТТ советского производства стал основным личным оружием самообороны НОАК
Японский истребитель Ki-61 Hien. Некоторая часть таких истребителей, захваченных советскими войсками в Маньчжурии, была передана китайским коммунистам
14 февраля 1950 г. в Москве был подписан договор между СССР и КНР, в соответствии с которым Советский Союз брал на себя обязательство «оказывать помощь Китаю» всеми имеющимися у него средствами (включая военные). При этом был учтен опыт военного сотрудничества между двумя странами, накопленный накануне, в ходе и после Второй мировой войны. В тот же день постановлением Совета министров СССР № 582–227сс для организации противовоздушной обороны (ПВО) г. Шанхая была создана группа советских войск.
Решение создать в Шанхае советскую группировку войск ПВО предваряли советско-китайские переговоры в Москве в декабре 1949 г. и начале февраля 1950 г. В ходе них Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай поставили перед И. Сталиным и Н. Булганиным вопрос о создании с помощью Советского Союза национальных ВВС и военно-морских сил (ВМС) для захвата Тайваня (Формозы), где укрылись остатки войск Чан Кайши. Китайские лидеры попытались получить санкцию Москвы на проведение секретной диверсионной акции в отношении Тайваня с использованием «своих» добровольцев, а также волонтеров из «числа военнослужащих стран народной демократии».
Однако И. Сталин с этим не согласился. Он лишь дал согласие обучить «кадры китайского морского флота» в Порт-Артуре с последующей передачей части советских кораблей Китаю, подготовить план десантной операции на Тайвань в советском Генеральном штабе и направить в КНР группировку войск ПВО и необходимое количество советских военных советников и специалистов.
В Китае в 1950–1953 гг. побывало 3642 советника и специалиста Советской Армии и Военно-морского флота (ВМФ), а всего до 1966 г. — 6695 чел. (в том числе 68 генералов, 6033 офицера, 208 военнослужащих срочной службы и 386 рабочих и служащих). За этот период 1514 китайских военнослужащих прошли подготовку в военных учебных заведениях Советского Союза (в том числе для сухопутных войск — 97 чел., ПВО — 178 чел., ВВС -466 чел., ВМС — 608 чел., тыла — 99 чел. и др. — 66 чел.).
Японский танк «Те-Ке», ставший на время основным боевым танком китайских коммунистов
По имевшимся в Генеральном штабе Вооруженных сил СССР сведениям, гоминьдановские ВВС, базировавшиеся на островах Тайвань и Чэкоушаньдао, начали производить воздушные налеты на города Шанхай, Нанкин, Сюйчжоу и на места дислокации подразделений НОАК в районе населенного пункта Нинбо. Наиболее интенсивным бомбардировкам подвергались промышленные объекты, электростанции, железнодорожные узлы и аэродромы. Своих военно-воздушных сил для борьбы с авиацией противника КНР не имела. А части зенитной артиллерии, находившиеся, к примеру, в районе Шанхая, на 70 % были небоеспособными.
Командующим группировкой советских войск ПВО в Шанхае был назначен генерал-лейтенант П. Батицкий, начальником штаба — полковник Б. Высоцкий. Заместителями командующего группой войск стали: по авиации — генерал-лейтенант авиации С. Слюсарев, по зенитной артиллерии — полковник С. Спиридонов, он же командовал 52-й зенитно-артиллерийской дивизией. Главным военным советником при НОАК и военным атташе в этот период был генерал-лейтенант П. Котов-Легоньков.
В боевой состав группы входили: оперативная группа (управление группы войск, управление 106-й истребительной авиационной и 52-й зенитно-артиллерийской дивизий); 29-й гвардейский истребительный (на самолетах МиГ-15), 351-й истребительный (на самолетах Ла-11), 829-й смешанный (на самолетах Ту-2 и Ил-10) авиационные полки; 1-й гвардейский зенитно-прожекторный полк; 64-й отдельный радиотехнический батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС); 278, 286 и 300-й отдельные автотехнические батальоны; отдельные радиотехническая и автомобильная кислородно-добывающая станции; 45-я отдельная рота связи и транспортная авиагруппа (на самолетах Ли-2).
25 февраля генерал-лейтенант П. Батицкий прибыл в Пекин, где его принял главнокомандующий НОАК Чжу Дэ, которому он доложил о составе и задачах группировки. Здесь же было принято решение о включении в ее состав четырех китайских зенитно-артиллерийских полков смешанного состава (2, 3, 11 и 14-й). После этого штаб
DC-3, он же Ли-2, но произведенный уже в СССР по лицензии фирмы «Дуглас»
группы приступил к рекогносцировке аэродромных узлов Шанхая, Нанкина и Сюйчжоу. 27 февраля план сосредоточения группировки войск ПВО г. Шанхая был представлен на утверждение начальнику Генерального штаба ВС СССР генералу армии С. Штеменко. Предусматривалось завершить сосредоточение советских войск к 23 марта 1950 г.
С 9 по 15 февраля в Шанхай прибыли: оперативная группа командующего советскими войсками, управление 106-й истребительной авиадивизии ПВО, управление 52-й зенитно-артиллерийской дивизии и 64-го отдельного радиотехнического батальона ВНОС. 7 марта с аэродрома Дальний на аэродром Сюйчжоу был передислоцирован 351-й истребительный авиаполк, а в период с 16 марта по 1 апреля шесть авиазвеньев этого полка перебазировались на аэродром Дзяньвань (8 км севернее Шанхая); три звена были оставлены для прикрытия аэродрома Сюй-чжоу, где производилась сборка самолетов МиГ-15 29-го истребительного авиаполка, доставленных туда по железной дороге из СССР. 9 марта в Сюйчжоу прибыл личный состав полка и авиакомендатура 286-го отдельного авто-технического батальона. В тот же день в Нанкине разместилась оперативная группа 829-го смешанного авиаполка. В течение марта — апреля на территорию Китая были передислоцированы и другие советские части.