Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Повстанцы в этих районах выкладывали указанные им сигналы, сброшенные днем вымпелом со штурмовиков, однако подтверждения живым человеком или другим способом в получении сброшенного груза не имеем.
Сегодня утром из района Варшавы от южного моста переплыли к нам 22 человека вооруженных повстанцев, которые сообщили, что вчера противник крупными силами повел наступление на этот район и оттеснил повстанцев от берега Вислы, таким образом, они утеряли возможность непосредственной связи с нами.
Во всех районах, удерживаемых восставшими, по данным лиц, прибывающих к нам, общее количество восставших и помогающих им насчитывается 40–50 тысяч, но вооруженных тысяч 15, которые примерно распадаются пополам на Армию Людову и Армию Крайову. Данные нуждаются в перепроверке».
Второй разговор Телегина с Политуправлением состоялся на следующий день (17.9.44 г.) в 14.00. Речь снова шла о положении дел в Варшаве.
1. Разведке частей Первой польской армии сегодня ночью удалось проникнуть на западный берег р. Висла в районе южного моста. Разведчиками был доставлен на наш берег подполковник Радослав (псевдоним подполковника Я. Мазуркевича) и два рядовых повстанца.
Радослав возглавляет повстанцев численностью в 150 человек, продолжающих держаться в этом районе, сам он и его люди принадлежат к корпусу безопасности, являющемуся сторонником Люблинского правительства. Радослав рассказал, что по западному берегу р. Висла у южного моста до последнего времени повстанцы удерживали район в границах с севера по улице Людна, с запада по улице Разбрат-Мыслевецка, с юга улица Зезенковска, с востока по берегу р. Вислы, включая косу и дамбу.
С начала нашего наступления немцы усилили нажим на этот район, ежедневно по несколько раз бомбили авиацией, обстреливали артиллерией, применяли танки, нанося повстанцам большие потери и зажав их в одном квартале, примыкающем к берегу (квартал № 71 плана г. Варшава). Положение этой группы стало критическим.
Сегодня на правый берег Вислы переправлен один батальон первой польской армии, который очистил квартал № 71 от немцев и прочно удерживает его вместе с повстанцами.
Сегодня ночью продолжали сбрасывать грузы.
В район № 1 сброшено: ружей ПТР — 68, автоматов — 439, патронов ПТР — 4960, патронов маузер — 1500, патронов ТТ 442 000, патронов парабеллум — 15 000, сухарей — 1940 кг.
В район № 3 сброшено: винтовочных патронов — 915 000, маузеров — 24 000, сухарей — 8925 кг.
Повстанцы выкладывали сигналы, подтверждающие прием сброшенных грузов.
Имеются данные, подтверждающие враждебную линию генерала Бура к представителям Польской рабочей партии, Армии Людовой и корпусу безопасности.
Так, например, перешедшие на нашу сторону 11.9.44 две девушки, посланные ЦК Польской рабочей партии, заявили, что их посылали без согласования с генералом Бур, который не разрешил бы им перейти на нашу сторону.
Второй факт — перешедший 10.9.44 подпоручик Маркевич из корпуса безопасности тоже показал, что генерал Бур не разрешает кому бы то ни было входить в связь с нами. По заявлению Маркевича, Бур приказал корпусу безопасности занять наиболее опасный участок, находящийся беспрерывно под сильным воздействием немцев, и сменить там отряды Армии Крайовой, желая, видимо, сохранить своих приверженцев.
2. Летчики, сбрасывавшие сегодня груз в районе № 1, доложили, что на многих улицах были выложены сигналы с просьбой сбрасывать продовольствие, боеприпасы и оружие, что также, надо полагать, является стремлением каждой группы получить эти грузы независимо от Бура.
По ряду показаний устанавливается, что всеми ресурсами в этом районе, а также, видимо, и в других распоряжается Бур и под угрозой оставления голодными и без боеприпасов заставляет повстанцев — сторонников Люблина подчиняться его приказам.
Лондонское руководство в Варшаве постоянно разъясняет повстанцам, что восстание было согласовано с английским и советским правительствами, которые-де санкционировали восстание, обещая необходимую помощь. Подобные разъяснения подтверждаются и многими жителями Праги. Полагал бы необходимым листовками разъяснять повстанцам истинное положение дел и хотел бы получить совет по характеру этих листовок».
На следующий день, 18 сентября, Телегин докладывал в ГПУ КА о действиях форсировавших Вислу частей, о новом большом сбросе оружия, боеприпасов и продовольствия повстанцам. Он также привел сообщение английского радио (17.9 в 20.00): «Генерал Бур сообщает, что он установил полный контакт со штабом маршала Рокоссовского».
Это же английское радио на следующий день,18.9 в 8.30, передало: «Генерал Бур сообщает, что его действия теперь координированы с действиями маршала Рокоссовского. Советские самолеты непрерывно сбрасывают оружие и продовольствие. Советская авиация и зенитная артиллерия защищают Варшаву от немецких самолетов».
Таким образом, с одной стороны Бур подтверждает наши мероприятия по оказанию помощи повстанцам, но, широко рекламируя и извращая характер установленной связи, видимо, желает нажить политический капитал и реабилитировать себя.
Сейчас при наличии нашего офицера в районе № 1 будет возможность получать систематически необходимые информации, и, если разведка сумеет закрепиться и удержаться у района № 1, нами будет сделано все, чтобы установить непосредственную связь с этим районом.
19 сентября представитель ГШ КА в 1-й армии Войска Польского генерал-майор Молотков сообщал зам. Верховного главнокомандующего о попавшем в его руки документе. Это было воззвание главнокомандующего Армией Крайовой Бура, призывающего к борьбе с Советами.
Концовка документа дословно звучит:
«Поляки, решительный момент нашей героической борьбы потребует от всех непоколебимой веры в победу, готовности к жертвам во имя нации и дисциплины перед руководством.
Провозглашаю следующий приказ:
Большевики перед Варшавой. Они заявляют, что они друзья польского народа. Это коварная ложь. Наша окраина, Вильно и Люблин взывают к мести. Большевистский враг встретится с такой же беспощадной борьбой, которая поколебала немецкого оккупанта. Действия в пользу России являются изменой родине. Час польского восстания еще не пробил. Приказы советских приспешников аннулирую. Коменданта Армии Крайовой обязал подавить всякие попытки поддержки Советов. Немцы удирают. К борьбе с Советами.
Да здравствует свободная Польша. Бур — Главный комендант вооруженных сил в стране».
Я доложил вам только концовку этой листовки, которая ясно характеризует лицо лондонского эмигрантского правительства и некоторых политических группировок в Польше. В листовке указывается, что