litbaza книги онлайнРазная литератураMITI и японское чудо: рост промышленной политики, 1925-1975 гг. - MITI

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ... 104
Перейти на страницу:
названия, был оформлен в виде доклада президента КСП премьер-министру от 9 ноября 1937 г., в котором оценивалось наличие в валютных резервах 470 млн. иен для оплаты экстренного военного импорта в последнем квартале 1937 года. В отчете также предлагался бюджет расходования этой суммы. Поскольку китайский инцидент продолжал разрастаться, в отделе промышленных планов Уэмура создал группу по общим вопросам для разработки планов мобилизации материалов (Butsudo Somuhan) и поручил ей разработать аналогичный бюджет на 1938 календарный год. Это был первый настоящий план мобилизации материалов. Подготовленный за два месяца, план исходил из базового предположения, что в течение года будет обеспечен импорт на сумму 3 млрд. иен. Затем были рассчитаны военные и гражданские потребности, которые должна была покрыть эта сумма, и указаны точные количества 96 товаров, которые разрешалось импортировать. В плане также были рассчитаны запасы каждого товара, которые можно будет получить за счет внутреннего производства, из Маньчжурии и Китая, а также из складских запасов. После одобрения кабинетом министров 16 января 1938 г. план был передан в МКИ для реализации, в качестве правовой основы использовался закон Ёсино о внешней торговле от сентября 1937 г. Сам КППБ не имел оперативных полномочий. Сам КСП не имел ни оперативных полномочий, ни возможностей.

К середине года планировщики обнаружили, что они переоценили валютные средства примерно на 600 млн йен, и 23 июня 1938 г. выпустили пересмотренный план. Как первый, так и второй планы 1938 г. потребовали структурных изменений в MCI, а также включили в себя первые шаги программы по переводу некоторых отраслей промышленности, при необходимости принудительно, на выпуск боеприпасов. Эта программа затронула в первую очередь текстильную промышленность, а также средние и мелкие предприятия (рассматривается в главе 5). План также привел к появлению так называемой системы связей (возрожденной в тех же целях в середине 1950-х гг.), в соответствии с которой импорт сырья был разрешен только тем гражданским отраслям, которые производили товары на экспорт и получали больше валюты, чем тратили. Система звеньев также вызвала реорганизацию торгового бюро в вертикальные отделы по каждому рынку и товару.

План на 1939 год был значительно более проработанным, чем план на 1938 год. Рассчитанный не на весь календарный год, а на кварталы финансового года, он охватывал около четырехсот товаров, сгруппированных в десять основных категорий (сталь, цветные металлы, химикаты и т.д.), и устанавливал восьмикратный список приоритетов при распределении сырья:

 

Несмотря на то, что этот план был более тщательно продуман, чем первый, в совокупности несколько факторов привели к тому, что он оказался таким же неудачным, как и его предшественник. Пожалуй, самой постоянной проблемой была борьба между диспетчерами материалов "А" и "Б". Они регулярно прерывали конференции, обвиняя друг друга в заговорах, что в конечном итоге привело к аресту военной полицией некоторых офицеров КПБ по обвинению в коррупции. Другие споры часто приходилось решать в кабинете министров. Кроме того, после начала войны в Европе 1 сентября 1939 г. Великобритания наложила эмбарго на экспорт из Индии, Канады и Австралии, что сорвало все прогнозы по импорту, а засуха 1939 г. на западе Японии и наводнения на Тайване и в Китае вынудили правительство выделить на продовольствие около 10% от общего объема импорта. До этого времени планировщики исходили из того, что Япония как минимум обеспечивает себя продовольствием. Кроме того, засуха привела к снижению выработки гидроэлектроэнергии и, как следствие, к сокращению внутреннего производства боеприпасов и экспортных товаров.

Должностные лица, участвовавшие в разработке этих планов, такие как Кая Окинори (министр финансов в начале 1938 г.), Инаба Хидэдзо* (арестованный военной полицией во время инцидента с Советом по планированию кабинета министров в 1941 г., о котором речь пойдет ниже, и один из ведущих специалистов по планированию послевоенного восстановления Японии), и Танака Синъити (преемник Инабы на посту высшего гражданского чиновника в Отделе общих дел) писали о первых годах планирования мобилизации материалов, что их концепции и методы были примитивными, что их статистическую базу составляли отрасли, которые они стремились контролировать, и что конкуренция между военным службам за ассигнования, сделали их жизнь практически невыносимой.

 

Танака Синъити разделяет планирование на два периода: 1938-40 годы, когда определяющим элементом планов был объем валютных резервов, и 194144 годы, когда определяющим элементом были морские транспортные возможности. Руководителем отдела по общим вопросам в первый период был офицер армии, во второй - офицер флота.

Хотя в этих планах было много интересных технических проблем концептуального и процедурного характера, наиболее сильное влияние на последующую промышленную политику Японии они оказали благодаря опыту, накопленному MCI при их реализации. 7 мая 1938 г. для выполнения новой функции нормирования MCI создал мощное внешнее подразделение - Временное координационное бюро материалов (TMCB; Rinji Busshi Chosei Kyoku, на основе императорского указа 324). Министр торговли и промышленности одновременно являлся его генеральным директором, что свидетельствовало о его значимости, но фактически руководил им заместитель директора. Ёсино оставался министром и, следовательно, первым директором, хотя он был исключен из состава кабинета менее чем через три недели после создания бюро. Первым заместителем директора и фактическим руководителем бюро стал Мурасэ Наокай, одновременно занимавший пост заместителя министра МКИ.

Топливное бюро было первым подразделением МКИ, занимавшимся исключительно товарами, но ТМСБ стало первым подразделением, принявшим для своей внутренней организации принцип вертикальных организаций, классифицированных по материалам. TMCB состояло из шести отделов и четырнадцати секций, начиная с первого отдела (по стали и марганцу), четвертого отдела (по химическому текстилю, бумаге и целлюлозе) и заканчивая шестым отделом (по планам импорта и фондам для оплаты импорта). Все товары, включенные в план мобилизации материалов, закреплялись за тем или иным отделом, который затем должен был решать, как выполнить поставленные задачи, и вести переговоры с другими бюро и промышленными предприятиями об условиях, сроках поставки и т.д. В штате TMCB было много военных, и все гражданские сотрудники MCI, работавшие в нем, были хорошо знакомы с планом и его авторами в Совете по планированию при кабинете министров.

Работа TMCB не была успешной. Среди его многочисленных проблем были конфликты юрисдикции внутри самого МКИ, в частности, между ККТ, Торговым бюро и Топливным бюро, а также внешние конфликты с Министерством финансов по вопросам лицензирования импорта и использования иностранной валюты. Конфликт с Минфином привел к тому, что в декабре 1941 г. MCI отказался от своего давнего контроля над страховым бизнесом и фондовыми и товарными биржами в обмен на контроль над лицензиями на импорт и экспорт, что сделало

1 ... 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ... 104
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?