litbaza книги онлайнВоенныеВаршавское восстание и бои за Польшу, 1944–1945 гг. - Николай Леонидович Плиско

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 47 48 49 50 51 52 53 54 55 ... 76
Перейти на страницу:

Может быть, он не знал, что еще 3 декабря 1944 года Черчилль сообщил Сталину, что «сделает все, что в его силах, чтобы деятельность правительства Арцишевского «не угрожала единству союзников».

Говоря проще, правительство Его Королевского Величества не будет считаться с позицией признанного им же польского эмигрантского правительства.

Как с горечью констатировал известный историк генерал Кукель: «Появилась (для правительства) опасность изоляции».

АК — союзник?

По подсчетам исследователей, всего в годы Второй мировой войны на польской земле действовало 90 советских партизанских отрядов и групп общей численностью около 20 тыс. человек.

По польским источникам известно, что весной 1943 года в партизанских отрядах Украины было около тысячи бойцов-поляков. В апреле 1944 года в партизанских отрядах Белоруссии сражались около 700 поляков.

Были и отряды Армии Крайовой. Как правило, эти отряды придерживались провозглашенной эмигрантским правительством Польши тактики выжидания в отношении гитлеровцев, уклоняясь от организации совместных боевых действий. Особенно обострились отношения между отрядами АК и советскими партизанами, действовавшими в Белоруссии, в районе озера Нарочь, во второй половине 1943 года, часто перерастая в вооруженные столкновения.

Отношения советской стороны с польским эмигрантским правительством становилось довольно сложным. Это определялось тем, что советская помощь польскому освободительному движению оказывалась вопреки желанию польского эмигрантского правительства, которое, заключив 30 июля 1941 г. соглашение с СССР о взаимном оказании помощи в войне против гитлеровской Германии, почему-то считало, что боевые действия в Польше могут вести только подчиненные ему отряды.

Провозгласив тактику выжидания, лондонское эмигрантское правительство через свой печатный орган «Информационный бюллетень» постоянно выступало против партизанской борьбы в Польше, объявляя призывы к борьбе с оккупантами «вредной агитацией Коминтерна», «советской диверсией» и т. д.

В мае 1942 г. оно даже направило протест советскому правительству в связи с тем, что советские самолеты доставляли группы организаторов партийной работы и партизанской борьбы, рации, оружие и другие материалы польскому освободительному движению, руководимому ППР.

Самое активное участие в польском партизанском движении принимали советские граждане — бывшие военнопленные. Всего из гитлеровских лагерей на территории Польши бежали более 65 тысяч советских граждан. Правда, в тяжелой обстановке многим из них не удалось спастись, и они снова попали в руки гитлеровцев.

Значительная часть бежавших из плена советских людей связывалась с представителями подпольных демократических групп, вступала в их боевые организации, создавая партизанские отряды самостоятельно либо присоединяясь к вооруженным отрядам Армии Крайовой.

По неполным данным, до весны 1944 года в польском партизанском движении участвовали до 7 тысяч советских граждан, из них 6 тысяч сражались в отрядах Гвардии Людовой и Армии Людовой, и около тысячи — в отрядах Армии Крайовой и Батальонах Хлопских.

По лесам бродили и польские отряды. К советским партизанам они относились нейтрально. Лояльность их была вызвана главным образом уважением к советскому оружию.

Иногда, используя удобный момент, они уничтожали группы партизанской разведки. Так на Любельщине, в районе Старой Гуты, бесследно исчезла группа разведчиков отряда Ковпака во главе с ее командиром Гомозовым. Через пять только месяцев удалось установить, что советских партизан еще осенью 1943 года убили аковцы под командованием некого Вуйко, прибывшего из Лондона. Задержать его не удалось — он предусмотрительно и благоразумно скрылся, узнав о приближении отряда Ковпака.

По-разному относились к советским людям в польских партизанских отрядах. Были и случаи расстрела советских граждан в отрядах АК. Трудно точно сказать, какие мотивы лежали в основе этих действий, совершались ли они с ведома польского эмигрантского правительства и указаний высшего командования Армии Крайовой, или это было позицией местных командиров АК.

Среди членов подпольных отрядов ведется усиленная пропаганда идеи восстановления Польши в границах 1939 года, а нередко — и 1772 года, упоминаются «польские» Смоленск, Минск и Киев, говорится о «Польше от моря до моря».

Политика Польской военной организации по отношению к советским партизанам, вначале подчеркнуто благоприятная на словах, в дальнейшем, по мере продвижения наших частей по бывшей польской территории, изменилась, принимая все более и более откровенные формы, вплоть до своего логического завершения — открытого сотрудничества с немцами в борьбе против всего советского.

При этом заверения в дружбе с нашими партизанами ни в коей мере не мешали польским националистам придерживаться лозунга: «Вооружаться, организовываться, выжидать», лишь изредка проявляя свою прыть в никчемных актах саботажа. На партизанские предложения о совместных боевых операциях они отвечали отговорками, ссылаясь на отсутствие указаний своего центра.

Имея солидные запасы вооружения (в частности, сохраненного при разоружении двух польских полков в 1939 году в районе озер Нарочь и Свирь), с партизанами им не делились, предлагая иногда помощь продовольствием и обещая разведывательные данные.

Аковцы особенно активно охотились за советскими разведывательными группами.

Захватить, а потом уничтожить такую группу было для польских националистов большой удачей. В их руки попадали самое современное автоматическое оружие и специальное снаряжение, портативные рации с огромным радиусом действия, подробные топографические карты, часы и компасы, отличное обмундирование и даже запасы продовольствия.

Самым большим успехом для аковцев было заполучить советскую коротковолновую радиостанцию типа «Север». Созданная в 1941 года талантливым конструктором Б.И. Михалиным, она весила всего три килограмма и обеспечивала устойчивую связь на расстоянии свыше 700 километров. Таких раций в годы войны в тыл немецких войск переправили более 7 тысяч.

Правда, батарейное питание для такой рации тянуло дополнительно на целых шесть килограммов, но так было у всех портативных раций. Более легких батарей тогда еще не научились делать.

У советских партизан полякам удавалось захватывать и более мощные и тоже портативные КВ-радиостанции типа «Прима» — очень надежные и с большим радиусом действия.

Конечно, аковцы предпочли бы английские радиостанции, хотя те были сложнее в эксплуатации, очень тяжелы, громоздки и достаточно ненадежны. Однако обладание подобной техникой вызывало у аковцев чувство сопричастности, тесных уз с англичанами-«союзниками».

Очень ценились советские автоматы. Ведь немецкий «шмайсер» прицельно бил только на 200 метров, английский «стен» — на 250, а советский ППШ уверенно поражал цель на 500 и более метров. Кроме того, дисковый магазин советского автомата

1 ... 47 48 49 50 51 52 53 54 55 ... 76
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?