Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Хотя ни один японский чиновник не сомневается в том, что инфляция RFB принесла огромные лишения народу и что в конечном итоге ее пришлось прекратить, приоритетное производство оказало важное влияние на последующие взгляды бюрократии как прецедент более смелых, а не более осторожных и фискально ответственных действий. Это также усилило националистические настроения чиновников МИТИ, поскольку данная политика проводилась в условиях неодобрения со стороны SCAP.
Не подлежит сомнению и тот факт, что фактические институты приоритетного производства - РФБ, Закон о контроле спроса и предложения, ЭСБ, Угольное агентство - воссоздавали государственный аппарат экономики Японии военного времени. Финансирование РФБ было напрямую скопировано с политики Министерства финансов и Банка Японии военного времени. Закон о спросе и предложении был, пожалуй, сильнее всех законов военного времени, поскольку давал государству контроль над всеми товарами, а не только над торговлей. ESB дублировало функции и методы CPB, в нем работали многие сотрудники. А Угольное агентство представляло собой старое Топливное бюро, возрожденное без прикомандированных военных. Создание ESB и принятие Закона о спросе и предложении также заставило реорганизовать MCI 9 ноября 1946 г. в вертикальные бюро по каждой отрасли, подобно тому, как это было сделано в 1939 г. при создании CPB и планировании мобилизации материалов. Как отметил Джером Коэн в конце своего исследования экономики военного времени, "система управления военного времени с ее пережитками картельного господства была упразднена, но заменяющая ее система распределения имела очень знакомый вид".
Очевидным недостатком приоритетного производства было его влияние на инфляцию, но не менее серьезной проблемой было то, что оно осуществлялось в тепличной атмосфере блокадной экономики. Как показывают индексы экономической активности за 1949 и 1950 годы (см. табл. 13), в восстановлении довоенного уровня был достигнут значительный прогресс, за исключением одной сферы - внешней торговли. Сырьевые товары японской промышленности, в частности хлопок-сырец для текстильной промышленности, а также нефть и продовольствие поставлялось из США. В 1949 г. Джозеф Додж утверждал, что американская помощь - это один из двух "свай", на которых держится японская экономика; вторым свайным элементом является финансирование со стороны РФБ. По мнению SCAP, "для достижения самообеспечения [Японии] к 1953 году необходимо 700-процентное увеличение объема экспорта по сравнению с 1948 годом при не более чем 120-процентном увеличении объема импорта". В 1949 г. японский экспорт составлял около 500 млн. долл. в год, а импорт - 900 млн. долл. в год, причем разница покрывалась за счет выплат из Казначейства США.
Согласно условиям Потсдамской декларации, принятой Японией при капитуляции, ГКЧП осуществлял полный контроль над всем экспортом и импортом товаров и услуг, а также над всеми валютными и финансовыми операциями. Та небольшая внешняя торговля, которую разрешала ККАП, велась от правительства к правительству до сентября 1947 г., когда впервые было разрешено участие частных иностранцев. Частные японцы могли участвовать в международной торговле только в декабре 1949 года.
9 октября 1945 г. SCAP направило японскому правительству распоряжение о создании единого государственного органа для учета и распределения товаров, которые SCAP сама импортировала в Японию, а также для приема и передачи SCAP продукции, произведенной японцами для экспорта. В соответствии с этим распоряжением был создан Совет по торговле (BOT; Boeki* Cho*, учрежден императорским указом № 703 от 13 декабря 1945 г.) как внешнее бюро МКИ.
BOT был необычным институтом. Тот факт, что он был даже непрочно связан с MCI, а не с Министерством иностранных дел, что было бы предпочтительнее для SCAP, поскольку американская практика предусматривает передачу Госдепартаменту окончательных полномочий по американской торговле, объясняется некоторыми причинами.
Несмотря на то, что BOT находился в структуре MCI, министерство имело на него очень мало влияния. Сотрудники БОТ, работавшие в MCI, были в значительной степени перегружены сотрудниками Министерства иностранных дел, владевшими английским языком, что было совершенно необходимо, поскольку основной деятельностью БОТ являлась работа со SCAP, и нуждались в назначениях в период, когда Япония не имела других внешних связей. До апреля 1947 г. BOT осуществлял свою деятельность внутри страны через около 78 "полуправительственных" торговых ассоциаций экспортеров и импортеров. Эти ассоциации были прямым послевоенным продолжением старых ассоциаций контроля, хотя и под новыми названиями; когда SCAP поняла, что происходит, она запретила дальнейшее использование картелей. На смену им пришли четыре полностью государственные корпорации (кодан*), по одной на минеральное сырье и промышленные товары, текстиль, сырьевые материалы и продовольствие (см. Закон о государственных корпорациях внешней торговли № 58 от 14 апреля 1947 г.). Под контролем BOT находился также Фонд внешней торговли, в котором на едином счете концентрировались все поступления американской помощи и валютные средства, полученные от экспорта, для закупки стратегического импорта.
В 1947 и 1948 годах, когда система приоритетного производства действовала в полном объеме, ЭСБ определял основную торговую политику и формировал валютный бюджет; БОТ, в свою очередь, вел бухгалтерию фонда и контролировал деятельность кодана, основной капитал которого обеспечивался государством, а оборотный - за счет кредитов из внешнеторгового фонда БОТ. Кодан фактически закупал товары на экспорт у отечественных производителей и продавал их БОТ, а также получал от БОТ партии импортных товаров SCAP, которые, в свою очередь, продавал потребителям. До апреля 1949 г. SCAP и BOT также субсидирует эти операции, поддерживая обменный курс между долларом и иеной на уровне 1 доллар США = 130 иен для импорта и 1 доллар США = 330 иен (или 500 иен, в зависимости от товара) для экспорта.
Осенью 1948 г. и SCAP, и японцы признали необходимость коренных изменений в системе приоритетного производства и в государственных торговых операциях BOT. 15 октября 1948 г. кабинет Асиды подал в отставку, поскольку сам премьер-министр был арестован в связи со скандалом, связанным с нецелевым использованием средств РФБ, и к власти вернулся Ёсида. Теперь SCAP была полна решимости остановить так называемую инфляцию RFB, в частности, по двум причинам. Во-первых, с июля 1948 г. для увеличения японского