litbaza книги онлайнИсторическая прозаЗасекреченные войны. 1950-2000 - Николай Ачкасов

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 76 77 78 79 80 81 82 83 84 ... 111
Перейти на страницу:

Вместе с тем война, начавшаяся 14 августа 1992 г., соединила в себе черты почти всех локальных войн, уже развернувшихся к тому времени на территории бывшего СССР. Стремительность и жестокость агрессии с применением мощной военной техники, придавали ей сходство с только что закончившейся войной в Приднестровье; разгул уголовного террора по отношению к гражданскому населению со стороны грузинской армии уже имел прецедент в Южной Осетии; многомесячная оккупация, растянутость военных действий более чем на год имели аналогию в Нагорном Карабахе. Чрезвычайно резко оказалась выражена в Абхазии и общая, родовая черта этих войн: узаконенное союзным, а затем и российским руководством кричащее неравноправие в вооружениях. Республики «первого сорта» получали свою долю при разделе Советской Армии, автономии — ничего. Они вынуждены были решать проблемы собственной безопасности уже в разгар конфликта.

Особенно резко это сказалось в Абхазии, ввиду ее исторической связанности с народами Северного Кавказа и того резонанса, который вызвал здесь нападение Грузии на нее.

По совокупности всех этих признаков война 1992–1993 гг. в Абхазии до сих пор занимает особое место в цепи войн, вызванных распадом СССР. Парадоксальное сочетание в ней разных, казалось бы, взаимоисключающих элементов не имеет аналогов. Здесь ее называют «отечественной». По всей республике стоят памятники и чтят ее защитников. И это название имеет два плана. Первый, очевидный — конечно, защита своей маленькой Родины. Но вполне явственно обозначался и второй: смысловая и душевно-эмоциональная связь с тогда еще всеобщей и живой в стране памятью о Великой Отечественной войне. Это нашло свое выражение во множестве черт: и в имени маршала Баграмяна, данном армянскому добровольческому батальону, и в уподоблении Ткуарчала блокадному Ленинграду, и в надписи «фашисты», на мостах, зданиях и т. д. применительно к войскам Госсовета Грузии.

Наконец, здесь не было отчуждения «советскости», которое залило к тому времени территорию Грузии и самой России. Напротив, Абхазия, подобно Южной Осетии и Приднестровью, была территорией, пытавшейся защитить Союз как всеобщую ценность, и это причудливым образом сочеталось с широким участием в абхазском ополчении добровольцев из Конфедерации горских народов Кавказа (КГНК), весьма не чуждой русофобии, и казачества, известного своим умением стоять на защите интересов державы.

Остается неоспоримым историческим фактом, который можно подтвердить документами и свидетельствами, то, что реальную помощь Абхазии оказали батальон КГНК (горцы) и так называемый «Славбат» (казаки и добровольцы из русских регионов России). Именно они, примерно 1,5 тыс. чел., в том числе батальон Шамиля Басаева (286 чел.), вместе с абхазским ополчением оформились в регулярную армию, а не мифическая масштабная поддержка Российской армии, переломили ход войны.

Засекреченные войны. 1950-2000

Бойцы женского абхазского батальона

Истинную причину провала войны для Грузии показали даже весьма неблагосклонные к абхазам авторы «Всемирной истории войн» Эрнест и Тревор Дюпюи. Имея подавляющий перевес в силах, грузины не сумели им воспользоваться. Грузинская армия явила на поле боя абсолютную беспомощность. Единого командования в ней не было до самого последнего времени. В порядке вещей стали ссоры и обиды между военачальниками.

Грузинская армия за год с лишним войны в Абхазии не провела ни одной мало-мальски грамотной с военной точки зрения операции.[158]

Весь ход боевых действий подтверждает правоту этой оценки.

Ранним утром 14 августа 1992 г. грузинские войска вошли в пределы Республики Абхазия. В этой акции участвовало до 2 тыс. грузинских «гвардейцев», 58 единиц бронетехники и автобусов «Икарус», 12 артиллерийских установок. Колонна растянулась на несколько километров по шоссе от Гали к Очамчире. Кроме того, наступление поддерживалось с воздуха четырьмя вертолетами МИ-24 и военно-морскими силами.

В ходе операции под кодовым названием «Меч» в Тбилиси планировали, по данным абхазской разведки, что основные силы проследуют по железной дороге, высадят свои гарнизоны во всех узловых пунктах, и проснувшаяся Абхазия будет у них в руках. Другая группировка была в ночь с 14 на 15 августа отправлена морем из Поти в Гагры. Морской десант численностью в несколько сотен национальных гвардейцев с четырьмя единицами бронетехники двигался на двух десантных кораблях, двух «Кометах» и барже. Накануне бесславного похода в Абхазию Грузия, по подсчетам экспертов Центра кавказских исследований, получила со складов бывшего ЗакВО около 240 танков, множество бронетранспортеров, около 25 тыс. автоматов и пулеметов, десятки орудий и ракетно-артиллерийских систем, в том числе «Град» и «Ураган».[159] Это оружие, ранее принадлежавшее 10-й мотострелковой дивизии, было передано согласно ташкентским соглашениям. Тогдашний министр обороны Т. Китовани обещал не применять его в Абхазии, но слово не сдержал.

Морской десант на рассвете 15 августа остановился на рейде у поселка Гантиади (ныне Цандрыти), в 7 км от границы с Российской Федерацией. Администрация Гагры была уже оповещена о десанте. За ним в разных местах с берега велось визуальное наблюдение, но слишком мало имелось сил и средств для того, чтобы воспрепятствовать его высадке. Около часу дня морской десант стремительно приблизился к берегу и высадился в устье реки Хашунсе. Среди бойцов абхазского народного ополчения, которые ему препятствовали, некоторые были с автоматами, большинство — с охотничьими ружьями, кое-кто — вообще безоружным. Тем не менее ополченцы вступали в бой. Оборону держали до семи вечера, а потом получили приказ отойти к санаторию «Украина» — удобному для обороны участку трассы на западной окраине Гагры. Но была опасность удара с тыла, со стороны села Псахара (Колхида) на восточной окраине Гагры, где засевшие у дороги члены местной гагрской группировки «Мхедриони» и присоединившиеся к ним сотрудники гагрского ГОВД грузинской национальности вели огонь по проезжавшим машинам и убили несколько мирных жителей.

Часть грузинского десанта двинулась к реке Псоу. После короткой схватки на посту у границы восьми военнослужащим внутренних войск Абхазии пришлось отойти на российскую сторону, где они была разоружены и интернированы.

Но главные события начавшейся войны развивались на Сухумском направлении и, конечно, в Сухуми.

Незадолго перед войной, по настоянию главы Гатского района, абхазское руководство убрало пост на мосту через реку Ингур. В Гале к грузинским войскам присоединились местные «гвардейцы». Дальше грузинская колонна двигалась к первому патрульному посту у села Охурей Очамчирского района, где дежурили девять резервистов из отдельного полка внутренних войск (ОПВВ), созданного на базе расформированного 8-го полка МВД России. Они обманным путем были взяты в плен. Около 12 ч 14 августа у поселка Агудзера резервисты местного батальона ОПВВ оказали сопротивление наступавшим. Но оно было быстро подавлено превосходящими силами, и далее грузинские войска двигались беспрепятственно.

1 ... 76 77 78 79 80 81 82 83 84 ... 111
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?