litbaza книги онлайнРазная литератураОчерки советской экономической политики в 1965–1989 годах. Том 2 - Николай Александрович Митрохин

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 77 78 79 80 81 82 83 84 85 ... 176
Перейти на страницу:
на пенсию[884]. В тот же день главой нового отдела, получив с назначением и должность секретаря ЦК КПСС по экономике, стал бывший (в 1970–1975 годах) успешный директор советского машиностроительного гиганта «Уралмаша» (Свердловск, ныне Екатеринбург) Николай Рыжков. Он входил в команду выдвиженцев нового Генерального секретаря Юрия Андропова наряду с Михаилом Горбачевым, Егором Лигачевым, Владимиром Долгих (кандидатом в члены Политбюро, секретарем ЦК и заведующим Отделом тяжелой промышленности и энергетики), Григорием Романовым и Гейдаром Алиевым[885].

Алиев в тот же день, 24 ноября, с поста первого секретаря Компартии Азербайджана был назначен первым заместителем председателя Совета министров СССР. Он стал куратором машиностроения, легкой промышленности и транспорта, а также культурной и образовательной сферы. По должности он был избран членом Политбюро, поднявшись на одну ступень в партийной иерархии.

Назначение символа советской региональной партийной коррупции и уже немолодого бывшего кагэбэшника на такую высокую должность, в качестве потенциального сменщика Тихонова и основного партнера Рыжкова в аппарате Совмина, настолько не укладывалось в логику действий Андропова, что фигуру Алиева принято исключать из рассмотрения при разговоре о «команде Андропова». Меж тем она наглядно показывает, что Андропов руководствовался не логикой «обновления» всего и вся, а логикой максимального контроля за всем со стороны верных ему и давно знакомых людей.

В этом отношении характерна фигура еше одного его политического союзника и выдвиженца — очень опытного регионального руководителя Виталия Воротникова. В 1970-е годы он был «человеком Косыгина» и в этом качестве в июле 1975 года был назначен первым заместителем председателя Совета министров РСФСР. Однако, по словам его тогдашнего начальника Михаила Соломенцева, в окружении Брежнева (конкретно он услышал это от Черненко) решили, что Воротников взял слишком много функций и фактически стал играть роль альтернативного предсовмина России. Сам Соломенцев это объяснил тем, что он постоянно бывал на заседаниях Президиума Совмина СССР[886]. Это происходило на фоне ослабления его патрона Косыгина, так что Воротникову пришлось отправиться в почетную ссылку. В 1979–1982 годах он занимал должность посла СССР на Кубе, где незамедлительно открыл представительство Госплана, демонстрируя свою поддержку кругу соратников Косыгина. Но после усиления Андропова он был внезапно возвращен в СССР на должность первого секретаря Краснодарского крайкома, где год занимался «зачисткой» коррупционного наследия Медунова. 24 июня 1983 года Воротников был назначен на пост председателя Совета министров РСФСР, который занимал до 1988 года и быстро, уже в конце 1983 года, стал членом Политбюро[887].

Впрочем, за время правления Андропова его ближайшим экономическим советником был все же Долгих[888]. Судя по опубликованным записным книжкам генсека, Долгих встречался с ним в два с лишним раза чаще (30 раз), чем Рыжков или Горбачев (по 13 раз)[889].

В ЦК КПСС Николай Рыжков пришел с должности первого заместителя председателя Госплана СССР (1979–1982). В ней он отвечал за координацию макроэкономических показателей и потому считался человеком, разбирающимся не только в производственных, но и в макроэкономических вопросах[890]. Рыжков, как типичный «производственник», был сторонником хозрасчета и экономической либерализации в пользу директоров.

Ближайшими помощниками и советниками Рыжкова стали:

Борис Пашков — заведующий сектором труда и социальных вопросов Экономического отдела;

Владимир Панов — сотрудник Общего отдела ЦК КПСС, ставший помощником Рыжкова в Совете министров СССР;

Владимир Саваков — завсектором электротехнической промышленности Отдела машиностроения ЦК КПСС, со второй половины 1970-х годов входил в группу «писателей» докладов для высшего руководства;

Анатолий Милюков — консультант Отдела плановых и хозяйственных органов, в Экономическом отделе возглавил сектор «совершенствования управления народным хозяйством» ЦК КПСС, который должен был заниматься экономической реформой.

Группа консультантов при отделе, на которых возлагались основные функции писания текстов и предложений, связанных с экономическими проблемами и реформами, была резко расширена с четырех до пятнадцати человек[891].

Экономический отдел при преобразовании был существенно расширен и на 1984 год имел следующую структуру секторов:

— экономического анализа (курировал Центральное статистическое управление);

— совершенствования управления (курировал реформу и экономическую политику Совета министров СССР и РСФСР);

— народно-хозяйственных планов (курировал Госпланы СССР и РСФСР, Госкомцен);

— финансов (курировал Министерство финансов и банки);

— труда и социальных вопросов (курировал Госкомтруд);

— экономики РСФСР (курировал экономику РСФСР);

— экономики внешних связей (сектор переведен из Отдела соцстран в 1984 году и занимался преимущественно СЭВ);

— материально-технических ресурсов (курировал Госснаб, Госрезерв);

— группа консультантов;

— Центр обработки информации (ЦОИ) ЦК КПСС.

О последней структуре, созданной в 1979 году в Орготделе и просуществовавшей там до 1983 года, до передачи в Экономический отдел, стоит сказать чуть подробнее. Существовавший при Орготделе с начала 1970-х годов Информационно-вычислительный центр (ИВЦ) ЦК КПСС обрабатывал внутрипартийную статистику. Для этого центр также имел отдельную группу в составе Общего отдела.

Однако в 1979 году заведующему сектором Закавказских республик Орготдела, бывшему 2-му секретарю Курганского обкома, профессиональному радиоинженеру Анатолию Сенникову было поручено разработать и внедрить комплексную базу данных, подобную базе данных по предприятиям, разработанной и применявшейся им в Кургане. Для этого ИВЦ был преобразован в ЦОИ и получил техническое обслуживание базы в НИИ-885 Минрадиопрома СССР, имевшем дополнительные помещения и мощные современные компьютеры. Многие из 22 «ответственных сотрудников» (трое из них — кандидаты экономических наук) пришли в ЦОИ из ВЦ Госплана.

Новая база включала следующие разделы:

— внутрипартийную статистику;

— данные о полумиллионе-миллионе писем, ежегодно поступавших в аппарат ЦК КПСС;

— сведения по экономике всех предприятий (для каждого из 52 тыс. сельскохозяйственных предприятий собиралось по 600 показателей, для каждого из 48 тыс. промышленных предприятий — по 40 показателей);

— ежегодно обновляемые «паспорта регионов» (всего по 3 тыс. показателей на область, 4,5 тыс. на республику, включая основную статистику по демографии, образованию и социальной политике).

В основном база обрабатывала информацию для секретарей ЦК КПСС и сотрудников его аппарата, готовящихся к поездке в регионы. Однако она также обеспечивала справками Секретариат ЦК, обсчитывала текущее партийное хозяйство (данные о членстве и статистику по членам партии, показатели работы 80 партийных издательств, партийное имущество и так далее). «Паспорта регионов» по мере обновления поступали сотрудникам ЦК КПСС (Орготдела и Отдела сельского хозяйства) и КПК, курировавшим конкретные области.

Однако вскоре стало ясно, что основной массив данных, содержащийся в базе, составляет экономическая и социальная, а не внутрипартийная информация, поэтому логично, что в 1983 году ЦОИ (насчитывающий 92 человека, из которых 29 были техническими операторами, набиравшими данные) был передан во вновь созданный Экономический отдел аппарата ЦК КПСС. В ЦОИ в Экономическом отделе была создана трехсекторная структура — один из секторов отвечал за социально-экономические аспекты в целом, один за данные по республикам и еще один —

1 ... 77 78 79 80 81 82 83 84 85 ... 176
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?