Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Троцкий стремился привлечь к участию в газете авторитетные литературные силы. Имея в виду популярность М. Горького в кругах социал-демократов, входивших в различные группы, а также в леволиберальной среде, Троцкий обратился к писателю с предложением о регулярном сотрудничестве. В ответ Горький 31 мая (13 июня) 1909 г. просил «подождать немного», ибо он был очень занят и не мог пока ничего сделать для газеты. В то же время Горький счёл нужным включить в своё письмо несколько весьма лестных строк: ««Правда» Ваша страшно нравится мне: такая она простая, ясная, без особенных громозвучных слов, а — задушевно». Позже Горький опять извинялся перед Троцким, что не ответил на его письмо по поводу сотрудничества в «Правде» — «страшно занят»[643]. Ни одна горьковская публикация в «Правде» Троцкого так и не появилась. Писатель был хитёр. Он не хотел портить отношений с социал-демократическими фракциями, и с ленинской фракцией и самим Лениным в первую очередь, особенно имея в виду, что Ленин целенаправленно настраивал его против Троцкого, повторяя в разной словесной упаковке то, что чётко сформулировал в письме от 14 ноября 1910 г.: «С Троцким, который интригует в пользу ликвидаторов и отзовистов-впередовцев[644], каши сварить нельзя»[645]. В то же время германские и австрийские социал-демократы охотно откликались на приглашения Троцкого выступить в его газете. Среди её авторов были К. Каутский, Ф. Меринг, В. Адлер, О. Бауэр. Поступали и материалы из России, посылку которых организовали, в частности, М.В. Журавлёва и Ф.И. Калинин — эмигранты-впередовцы, ездившие в Россию для набора слушателей в партийную школу в Болонье.
Всего в 1908–1912 гг. вышло 25 номеров «Правды». Было издано также четыре тематических приложения к газете в форме «Библиотеки «Правды»». Наиболее значительным из них была язвительная сатирическая брошюра, посвящённая 300-летию дома Романовых, написанная Троцким[646]. В материалах этой газеты и прежде всего в своих собственных статьях Троцкий стремился откликаться на все актуальные современные проблемы, причём делал это с присущим ему журналистским и полемическим блеском. Но сквозь почти все крупные публикации неизменно проходила главная идея непрерывности революции, той «перманентной цепи», которая теперь проводилась с максимальной последовательностью. Троцкий «по-прежнему настойчиво и упорно проводил мысль о «перманентности» русской революции», то есть доказывал, что, «раз начавшись, она не может закончиться до тех пор, пока не приведёт к ниспровержению капитализма и водворению социалистического строя во всём мире»[647].
Когда в Петербурге развернулась первая после нескольких лет почти полного молчания открытая кампания по сбору подписей под петицией в Государственную думу с протестом против гонений на рабочие союзы, клубы и просветительные общества, «Правда», в отличие от выходившей в столице России большевистско-плехановской легальной газеты «Звезда» (с осени 1911 г. эта газета полностью оказалась в руках сторонников Ленина)[648], не осталась в стороне. Она не только рассказала об этой кампании, но и организовала проведение среди западноевропейских социалистов (главным образом немцев и австрийцев) своеобразной анкеты, результаты которой были опубликованы в двух номерах «Правды», а затем и в статье Троцкого «Принципы и предрассудки. (К вопросу о борьбе за свободу коалиций)», направленной в журнал «Наша заря»[649]. Эту работу Троцкого весьма положительно оценил в письме Мартову[650] Потресов. Опубликованы были также мнения К. Каутского, Ф. Меринга, К. Либкнехта и других, высказывавшихся, в противовес Ленину, в пользу петиционной кампании.
То в весьма популярной форме, то в обширных аналитических материалах с привлечением многочисленных статистических и фактических данных[651] Троцкий стремился дать общую картину социально-политической ситуации в стране в связи с функционированием 3-й Государственной думы. Особенно интересной в этом смысле выглядит статья «К чему пришли»[652]. Здесь была намечена широкая ретроспективная панорама отступления революции, контрнаступления правых партий и движений, пользовавшихся полной поддержкой царизма, промежуточной, но в целом благоприятной правым позиции октябристов и кадетов по основным политическим вопросам. В статье содержалась попытка доказать, что по всем жизненным проблемам страны ни правые, ни центр не были способны выразить истинные тенденции общественного развития. «Первые две Думы показали всю жалкую беспочвенность либеральной тактики соглашения. Добром ни царизм, ни дворянство не уступят ни нитки. Ласковыми словами их не проймёшь. Борьба тут нужна решительная и беспощадная».
В то же время Троцкий стремился убедить читателей в наличии серьёзных противоречий между помещиками и крупными капиталистами, что привело к неустойчивому положению 3-й Государственной думы. Автор не исключал, что эта Дума будет разогнана так же, как и две предыдущие. В любом случае, полагал он, пролетариат должен вести самостоятельную борьбу. В статье в различном контексте повторялось утверждение, наиболее чётко сформулированное в самом её конце, о том, что именно рабочему классу, а не либералам предстоит «занести над головой самодержавной гадины каблук для последнего смертельного удара».