Шрифт:
Интервал:
Закладка:
20 сентября 1943 г. личный состав береговой бригады на Ладоге был увеличен и образован 3-й морской батальон. Моторные канонерские лодки провели зиму 1943/44 г. в Кивисалми, орудия вооруженных паромов были установлены в качестве батарей на Салонсаари.
1944 г.
В феврале 1944 г. русские начали активные действия. 21–22 мая 1944 г. два советских сторожевых катера пытались высадить разведчиков на о. Верккссари, но были отбиты. После того как большое наступление Красной Армии на Карельском перешейке 9 июня 1944 г. принесло русским первые успехи, финны спешно начали минные постановки. Всего было поставлено десять минных заграждений, в каждом из которых насчитывалось от 10 до 24 мин. На постановку заграждений было израсходовано 124 мины. В районе о. Мантси финны погрузили на паром 60 мин и затопили его. Еще 120 мин они поставили южнее, восточнее и юго-восточнее острова. Большинство этих мин было поставлено катерами типа «Муикко», которые могли принимать по шесть мин. Моторные канонерские лодки поставили заграждение вблизи Саунаниеми.
20 июня 1944 г. советские войска прорвали фронт между Ладожским и Онежским озерами, в связи с чем финны ожидали русского десанта в районе Вителе. За плоским песчаным берегом там проходила шоссейная дорога и участок железной дороги Ууксу — Аунус.
В 20.40 22 июня с финского маяка Хапанова на расстоянии 20 миль обнаружили 5 канонерских лодок, 8 транспортов и несколько сторожевых катеров. 20 советских самолетов в 21.45 совершили налет на Вителе и Тулос. В 22.45 с о. Салонсаари обнаружили флотилию из 48 кораблей, а финская воздушная разведка в 00.20 доложила об обнаружении на широте Алавоинен 54 кораблей, растянувшихся колонной на 10 км. Советская флотилия в 02.00 23 июня прошла Хатен на расстоянии 8 миль и остановилась в 10 милях от Тулоса.
В 04.00 канонерская лодка приблизилась к берегу и открыла огонь по финской батарее Тулос, а в 04.15 15 советских самолетов бомбардировала финскую батарею. В 04.27 другой отряд самолетов атаковал устье Вителе. В 04.35 советское соединение было атаковано пятью финскими самолетами, в результате чего один транспорт был потоплен, а другой — подожжен.
С 04.45 к северу от Тулоса русские начали высадку войск с быстроходных катеров, каждый из которых имел на борту от 20 до 30 человек и одну 45-мм пушку. В первом эшелоне была высажена рота, во втором — две роты. Вышедшая из строя финская батарея 75-мм орудий уже не могла препятствовать высадке советского десанта. В течение дня русские высадили бригаду морской пехоты, которая тотчас же закрепилась на берегу и легко отразила слабые контратаки финских войск. В ночь на 25 июня подул сильный северо-западный ветер, вследствие чего связь между высаженным советским десантом и кораблями нарушилась. Морской пехоте не хватало боеприпасов, и финны хотели воспользоваться этим, чтобы сбросить десанты. Но атака финнов запоздала. В течение 27 июня русским удалось усилить высаженный десант, в это время состоявший из 3-й и 70-й бригад морской пехоты. Вскоре высаженный десант установил связь с наступавшими с юга советскими войсками.
Таким образом, высадка десанта прошла успешно, а финны были вынуждены продолжить отход. В этих условиях финны отказались от применения своей флотилии, которая находилась в шхерном районе в Кухка. Все артиллерийское вооружение флотилии состояло из 4 орудий калибра 102 мм, 4 пушек 57 мм и 14 пушек 20 мм. Флотилия могла иметь на походе скорость хода от 7 до 10 узлов. Таким образом, для перехода в район высадки советского десанта потребовалось бы до 9 часов. В условиях светлых ночей внезапность действий флотилии полностью исключалось.
Финны эвакуировали Лункула, не встретив этому противодействия со стороны русских. 2 июля 1944 г. был отдан приказ об эвакуации о. Мантеи, на котором находилось около 700 человек, пушки и 150 т военных материалов.
Для эвакуации предполагалось использовать 4 буксира, 4 лихтера и 30 моторных катеров. Моторные канонерские лодки и самоходные барки должны были обеспечить оборону перевозок с о. Мантеи. Во время погрузок на корабли советская авиация утопила буксир «Аалто» и два моторных катера. В ночь на 6 июля первая группа транспортов отошла от острова и утром благополучно прибыла в Аяскеля и Янаслахти. Корабли охранения тотчас стали возвращаться в район о. Мантеи. Вторая группа транспортов также без всяких происшествий прибыла вечером этого же дня в порты разгрузки. В проливе Вееренкоукку в качестве ловушки затопили плот, на который погрузили мины, а в районе о. Мантеи предположительно поставили еще 200 мин.
К середине июля финны прекратили отступление и перешли к обороне. Финские корабли несли ночной дозор на линии Питкеранта — Ристисаари — Валаам, при этом Хонкесало служило базой кораблей. В это время советские корабли предприняли несколько безрезультатных набегов со стороны острова Мантеи. Действия финских кораблей поддерживались сухопутными войсками. Фланг сухопутного фронта выходил к озеру в районе Вуоратсу.
Финская Ладожская флотилия оказалась не в состоянии вести успешную борьбу с советской артиллерией. В связи с этим немцы поставили финнам четыре морских артиллерийских лихтера, которые 11 июля прибыли по железной дороге из Хельсинки в Лахденпохья. Три из них («М 13», «М 32» и «М 33») образовали 13-ю морскую сторожевую роту и в начале августа вошли в строй. Предназначенные для «М 34» машины остались в Таллине. В связи с этим «М 34» не удалось ввести в строй. 13-я сторожевая рота была укомплектована личным составом расформированной к этому времени Онежской флотилии и в последние недели несла дозор в районе Ладожского озера.
После соглашения о прекращении огня для быстрейшей отправки финских кораблей из Ладожского озера привлекали 700 человек, которые работали в три смены. 19 сентября 3-й морской батальон вышел в Варкаус. На озере остались транспорт «Аунус» (бывший «Илга»), землечерпалка, четыре больших лихтера и две баржи для землечерпалки. На основе соглашения о перемирии Финляндия должна была передать Советскому Союзу в полной сохранности и с вооружением два боевых парома, четыре морских артиллерийских лихтера и четыре катера VMV (бывших немецких). На этом боевые действия на Ладожском озере закончились. Озеро вновь полностью перешло к русским.
Боевые действия на Ладожском озере заслуживают того, чтобы подвергнуть их всесторонней оценке. Несомненно, исход войны между Россией и Германией зависел в полной мере от результатов борьбы на суше. Германской стороне, принявшей решение о взятии в 1942 г. города Ленинграда, было совершенно ясно, что успех осуществления этого решения в значительной мере зависел от возможностей организации блокады города со стороны Ладожского озера. В связи с этим германской стороной принимались все меры для того, чтобы добиться полного господства на Ладожском озере, однако фактически прибывшие на Ладожское озеро корабельные силы в количественном и качественном отношении не отвечали тем задачам, которые перед ними ставились. Действия авиации на озере в этих целях оказались явно недостаточными. Видимо, было бы лучше, если вместо германских и итальянских кораблей на Ладожском озере были в достаточном количестве только одни финские корабли, что облегчило бы применение сил и организацию управления их действиями на Ладожском озере. Однако финны, действуя в Финском заливе и Онежском озере, оказались уже не в состоянии самостоятельно противостоять русским и, более того, в борьбе с ними добиться господства на Ладожском озере.