-
Название:Письма. Том II. 1855–1865
-
Автор:Святитель, митрополит Московский Иннокентий
-
Жанр:Разная литература / Современная проза
-
Страниц:119
Краткое описание книги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский
Письма. Том II. 1855–1865
* * *
Письма. Том II. 1855–1865
Письмо 168
Ваше Превосходительство![1]
На прошедшей почте я получил Указ Св. Синода, коим определено: все издержки по изданию наших Якутских переводов принять на счет казны и проч. и проч. Это такая для нас милость, такое благодеяние, и следовательно, такая радость, что я и в половину не чаял всего этого. Прежде всего, слава и благодарение Господу Богу нашему; многая лета Святейшему Правительствующему Синоду и затем — искреннейшая — величайшая наша благодарность Вашему Превосходительству. Я вполне уверен, что Вы, сколько по Вашему ко мне благорасположению, а более по свойственному Вам желанию блага Церкви, много содействовали этому делу. Да воздаст Вам Господь Бог за то своими милостями!
Позвольте обратиться к Вашему Превосходительству еще с моими докуками.
Конечно, никто лучше Вашего Превосходительства не знает обстоятельств нашего края. Ибо все мои предположения и записки в руках Ваших, и следов., никто лучше Вас не может видеть наших нужд. Сделайте величайшую милость, посодействуйте нам в том, чтобы с будущего 1856 года положены были штаты на Якутскую область. Это крайне необходимо, как Ваше Превосходительство и сами изволите видеть, и с тем вместе и дозволение мне просить священников и причетников в других епархиях и проч.
От самих Якутов, конечно, никогда нельзя ожидать того, чтобы они обратились с просьбою об увеличении священников, по крайней мере, дотоле, пока они не услышат службы на своем родном языке. Напротив того, многие готовы сказать, что они не станут жаловаться и на то, если по всей области будет только два священника.
Что Якутская область есть свой отдельный мир, как я сказал в моих предположениях, — это неоспоримо: в ней свой язык, свои обычаи, свой образ жизни, даже свои особые законы, и все это только в ней одной. Якуты женят своих детей очень рано, и с платою калыма иди скота и проч., и от этого премножество у них рождается неудовольствий и ссор, и для решения всех таковых дел необходима власть духовная в самом Якутске.
И потому, сделайте благодеяние для края сего, посодействуйте открытию особой Епархии в Якутске. Это необходимо, крайне необходимо. Но не ранее того, как наши переводы будут напечатаны.
Из настоящих обстоятельств уже видно ясно, что кафедра Камчатской Епархии должна быть на Амуре, где жителей и теперь уже более 5000, кроме туземцев, а туземцев, говорят, будет от 30 до 70 т.
Ваше Превосходительство, сами изволите видеть, что управление Якутскою областью с Амура крайне затруднительно, даже неестественно — за 7000 верст.
Для сокращения расходов казны можно, как я сказал в моих предположениях, закрыть Томскую Епархию — разделив оную на три части: западную причислить к Тобольску, восточную к Иркутску, а большую часть севера к Якутску, к чему, можно сказать, уже сделано и начато: т. е. озеро Жоссей иди Иессей, находящееся в Томской Епархии, причислено к Камчатской Епархии. В Якутске штаты Консистории и Собора положить самые умеренные. Помещение для архиерея готово — монастырь; дом для Консистории тоже есть и очень удобный.
Более докучать не смею.
С совершенным почтением и глубочайшею благодарностью честь имею быть Вашего Превосходительства покорнейшим слугою
Иннокентий, Архиепископ Камчатский.
Ноября 30 дня. 1855 г. Якутск.
Письмо 169
Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь![2]
В последствие письма моего к Вашему Высокопревосходительству от 12 октября сего года, касательно амурских обстоятельств, честь имею уведомить, что, сверх чаяния многих, Г. Генерал-губернатор Восточной Сибири ныне возвратился с Амура не через Байкал, а через Аян; и потому я имел случай видеться с ним в Якутске и переговорить о делах амурских и камчатских в отношении к нашей части.
И вследствие того некоторые предположения мои, сообщенные Вашему Высокопревосходительству в означенном письме моем от 12 октября, должны измениться, а именно: 1) г. Генерал-губернатор полагает, — переводом штатов от Камчатского Петропавловского Собора на Амуре, впредь до решения о Камчатке дела, помедлить. Следовательно, с тем вместе надобно будет приостановиться и перенесением Духовного Правления из Камчатки на Амур, хотя это по настоящим обстоятельствам более и скорее всего нужно бы сделать.
Если не найдется других средств к построению на Амуре церквей, как я о том представляю ныне Св. Синоду, то не можно ли будет дозволить употребить на этот предмет ассигнованные на построение собора в Камчатке и хранящиеся ныне в Камчатском Казначействе на Амуре деньги, 10 тысяч рублей, которых по мнению г. Генерал-губернатора, при его содействии, конечно, едва ли не будет достаточно на построение всех трех предполагаемых на Амуре церквей, разумеется, без образов и утвари. (Последнее, а также и одежды уже есть). Что же касается до построения предполагаемого в Камчатке собора, то, так как к построению оного может быть приступлено не иначе, как по окончании войны и когда затем будет устроено на Амуре все необходимое, а тогда при тех средствах и удобствах, какие будут в руках амурского начальства, можно полагать, что остальных 10 тысяч рублей будет достаточно для построения собора в Камчатке даже и в предполагаемом виде.
О прочих же предметах, изложенных мною в том же вышеозначенном письме, я ныне же представляю Св. Синоду в особом представлении, кроме дозволения на поездку мою в Иркутск, о чем я уже представлял ранее.
С совершенным почтением и преданностью честь имею быть, Вашего Высокопревосходительства, покорнейшим слугою
Иннокентий, Архиепископ Камчатский.
Декабря 2 дня. 1855. Якутск.
Письмо 170
Возлюбленный мой о Господе, Отец Димитрий![3]
Посылаю Вам при сем новую жалобу на Громова[4], которую я позабыл Вам передать на Маче. Разберите, пожалуйста, это дело и решите.
Пишу Вам это письмо из Анги, куда я прибыл 24 февраля после обеда. Чрез два дня намереваюсь отправиться в Иркутск.
Что-то поделывает наш комитет? Часто, очень часто я вспоминаю об этом. Потому что его деятельность и успехи доставят мне величайшее утешение, а противное — истинное огорчение. Бога ради, умоляю Вас с о. Михаилом, [5] яко главных деятелей — приложить Ваше старание.
Затем поклон всем и благословение и, между прочим, Ив. Яковлевичу и Елене Федотовне. Прощайте, Господь с Вами.
Иннокентий, А. Камчатский.
Февраля 25. 1856 г.
Письмо 171
Возлюбленный о Господе, Отец Димитрий!
Что это значит, что от Вас